10 татуировок менеджера от Максима Батырева
Максим Батырев совершил вертикальный карьерный взлет от простого работника отдела продаж до топ-менеджера компании. 13 лет назад никто не знал это имя, а теперь на семинары Батырева стремятся попасть тысячи руководителей всех рангов. Он вошел в топ лучших директоров страны, а его книга «45 татуировок менеджера» названа лучшей бизнес-книгой года. Свои правила управления коллективом Батырев называет татуировками, потому что их нельзя стереть или забыть. Они должны быть видны в любой ситуации. Вот 10 правил из этой книги, которые пригодятся, если вы управляете крупной организацией или являетесь руководителем небольшого отдела.
Читать, обучаться, развиваться
Менеджер любого звена должен четко осознавать, что если он не развивается, то деградирует. Третьего не дано. Если не делать физические упражнения, тело станет хилым. Если не «качать» мозг, он ослабнет. Если не развивать в себе профессионала, скатишься на уровень вниз. Поэтому бизнес-книги и семинары нужно включить в свою обязательную программу. В условиях кадровой конкуренции побеждает даже не тот, кто держится на плаву, а тот, кто находится на гребне волны.
Профессиональная закалка
Бывают случаи, когда руководитель-новичок не может справиться с новым для себя объемом работы. Но тем менее он является ценным кадром. Тогда вышестоящий менеджер вынужден понизить его в должности. И тут многие предпочитают сами уйти из компании. Ведь приятного в этом мало. Но статистика на стороне тех, кто мужественно выдерживает такой поворот карьеры и возвращается на шаг назад. Такой человек начинает работать намного эффективней и в итоге добивается гораздо больших высот, чем если бы он уволился после понижения.
Поддержка новичков
Если вы приняли нового сотрудника, сделайте так, чтобы он не попал в состояние «не знаю что делать и не знаю как делать». Человек, например, может прекрасно общаться с клиентами, но не умеет отправить факс. И не нужно говорить, что это элементарно и что пускай сам научится. То, что понятно одному, не очевидно для другого. Расскажите сотруднику обо всем, что необходимо делать на рабочем месте. Вплоть до стратегии вашей организации и глобальной цели компании. И он никогда не повиснет в невесомости.
Равнение на сильных
В самом начале своей карьеры прекратите общаться с теми, кто жалуется и ноет. Даже если вы станете для них кем-то наподобие дружеского психолога, вы не приобретете никаких полезных навыков. Только будете тратить энергию, нервы и время. Чтобы стать сильным, нужно и общаться с сильными. В жизни — как в шахматах: хочешь повышать свой уровень — не играй с лузерами.
Промахи подчиненных
Если подчиненный совершает промах, важно не впадать в крайности. Некоторые боссы не прощают не единой ошибки, а некоторые склонны смотреть сквозь пальцы на любое их количество. Нужно придерживаться золотой середины. Правило Батырева: один проступок — случайность, два — совпадение. Третий — это уже система, и здесь руководитель обязан сделать вывод.
Каждый сам делает свою работу
Всегда нужно знать меру и в том, как и когда можно помогать сотруднику, а когда он должен делать все сам. Можно — только в самых крайних случаях, если, к примеру, наступил жесткий цейтнот или необходим действительно подход профессионала. Случается так, что сами сотрудники начинают управлять руководителем, очень любящим показать, какой он профи. И он с радостью выполняет их работу. На короткое время это может поднять показатели отдела, но затем все рассыпается. Потому что все надеются на одного человека и отвыкают действовать самостоятельно.
Никаких сделок с «террористами»
«Террористы» — это те сотрудники, кто угрожает или манипулирует вами. Обычно ими могут стать привилегированные группы подчиненных: те, кто особо ценен и считает себя незаменимым. Этакий золотой винтик механизма, без которого остановится вся работа. Если они заявляют, что они — мозг компании, требуют особых условий работы и подстрекают других выражать свое недовольство, не становитесь их заложником.
У всех всегда есть причины для недовольства. Но создавая коалицию против вас, они рушат общее дело. И, не понимая ваших мотивов, могут выходить за рамки своих прав. Если ситуацию не удается разрешить спокойно и цивилизованно, всех «террористов» нужно уволить в кратчайшие сроки.
Неформальное общение на корпоративах
Никогда не говорите своим подчиненным, что вы начальник только в офисе и только в рабочее время. И что, например, на общем празднике вы для всех просто друг. Это не так. Даже во время застолья вас должны воспринимать руководителем. Это не значит, конечно, что вы должны быть впереди всех и веселиться так, чтобы и тут казаться первым и лучшим.
У многих людей есть свойство быстро переходить на панибратские отношения. С вами, в частности, могут легко начать «дружеские» разговоры о повышении зарплаты. Не обсуждайте такие вещи на праздниках. Лучше пригласите сотрудника в рабочее время в офисе подойти к вам с этим вопросом. Скорее всего, он предпочтет «забыть» о своей инициативе.
Делайте то, о чем говорите
Помните, что подчиненные всегда копируют начальника. Поэтому если вы на что-то им указываете, всегда сами делайте это. Самые простые примеры — это опоздания и дресс-код. Если вы сами не приходите на работу вовремя, а потом ловите сотрудников на проходной и устраиваете разнос, эффект будет противоположным ожидаемому. Они будут правы, когда недовольно посоветуют посмотреть на себя. Вы, скорее всего, этого не услышите, но мнение будет однозначным. То же касается и внешнего вида: не стоит приходить на работу в джинсах, если от остальных вы требуете соблюдать дресс-код.
Не забывайте о главном
У каждого руководителя есть босс рангом выше. И значит, каждый теоретически может быть уволен в любой момент. Но ведь так не хочется быть уволенным! Если вы будете с такой мыслью начинать каждый рабочий день, то удивитесь, насколько может вырасти производительность труда. Эта поистине соломоновская мудрость помогает быть на высоте гораздо больше всех остальных стимулов, вместе взятых.
Подготовлено по материалам книги Максима Батырева «45 татуировок менеджера»
Related Images:
Главный редактор “Россия-онлайн”