21.10.2016

Отчет рынка смартфонов и сотовых телефонов (без ОС) в России

ОТЧЕТ РЫНКА СМАРТФОНОВ И СОТОВЫХ ТЕЛЕФОНОВ (БЕЗ ОС) В РОССИИ

 

В данном отчёте* для наглядности исследования и с точки зрения актуальности, в первую очередь, рассмотрен рынок смартфонов, рынок сотовых телефонов (без ОС) и в заключении общий рынок, включающий оба указанных сегмента.

Для глубины анализа использованы сравнения следующих отчётных периодов 3Q 2016 года по отношению к 3Q 2015 года, 3Q 2015 года/3Q 2014 года, а также 9 месяцев 2016 года по отношению к 9 месяцам 2015 года, 9 месяцев 2015 года/9 месяцам 2014 года.

 

Рынок смартфонов

Рынок смартфонов России

Рынок смартфонов России

 

В 3Q 2016 года в России было продано 7,4 млн. смартфонов,  что на 2% больше, чем в 3Q 2015 года. Рынок в денежном выражении вырос на 23% с 70,1 до 86,4 млрд. рублей. Средняя цена выросла на 20% и составила 11 700 рублей. Важно отметить, что годом ранее, в 3Q 2015 года впервые смомента появления смартфонов на рынке, их продажи год к году  продемонстрировали отрицательную динамику в количественном выражении. Так, в 3Q 2015 года по отношению к аналогичному периоду 2014 года рынок смартфонов снизился на 5%, рост выручки составил +16%.  В этот же период тренд снижения средней цены сменился на тренд повышения средней цены, который длится по настоящее время. Средняя цена выросла на 22% до 9 700 рублей. (См. графики 1 и 2)

Продажи смартфонов в России 2016

Продажи смартфонов в России 2016

 

2016 года по отношению к январю-сентябрю 2015 года: рынок смартфонов вырос на 6% в количественном выражении — с 17,7 до 18,6 млн. штук, в денежном выражении — на 30% – со 171,1 до 223,3 млрд. рублей. Средняя цена смартфона выросла на 24% и составила 12 000 рублей.

Аналогичную положительную динамику рынка смартфонов мы наблюдаем и в январе – сентябре

 

Для  сравнения  за  9  месяцев  2015  года  по  отношению к  9  месяцам  2014  года  объём  рынка смартфонов снизился на 6%, выручка от продаж выросла на 10%. Средняя цена выросла на 17и составила  9 700 рублей. (См. графики 3 и 4)

 

В целом, исходя из приведённых данных, можно утверждать, что рынок смартфонов начинает постепенно восстанавливаться. Отметим, что рынок смартфонов по итогам 5 месяцев уже приблизился к докризисным показателям аналогичного года. Основным фактором,влияющим на положительную динамику рынка в 2016 году, стала кампания по снижению цен, поддержанная ритейлерами в начале апреля текущего года. Инициатором кампании по снижению цен стала «Евросеть». Рост средней цены отрицательно сказался на потребительском спросе. У населения стало существенно меньше денег, и для покупки смартфона или планшета приходилось урезать себя в каких-то других расходах. Для того чтобы устройства стали доступнее населению, «Евросеть» реализовала тотальное снижениецен. 30 марта в «Евросети» были снижены цены от 5 до 50% практически на всю товарную  матрицу. Естественно,  рынок  не  заставил  себя  долго  ждать  и  отреагировал аналогичными действиями. Снижение цен продолжается до сих пор.

 

Рынок смартфонов в разрезе по ценовым сегментам

 

Рынок смартфонов в разрезе по ценовым сегментам
Рынок смартфонов в разрезе по ценовым сегментам

 

В  3Q  2016  года  массовый  сегмент  по-прежнему  не  изменился:  всё  так  же  в  количестве наибольший вес занимают устройства со средней ценовой категорией от 5 до 10 тысяч рублей – с долей 31%. На втором месте по популярности оказались смартфоны с ценой от 3 до 5тысяч рублей, на третьем — смартфоны от 10 до 15 тысяч рублей с долей 22% и 14% соответственно. Но ситуацию на рынке определяет именно тот факт, что потребители всё чаще отдают предпочтение смартфонам дорогого ценового сегмента, который вырос больше остальных групп. Так,доля продаж смартфонов в ценовом сегменте от 20 до 30 тысяч рублей в количестве выросла на 3 п.п. с 6% до 9%, прирост составил 42%. Доля сегмента свыше 30 тысяч рублей выросла на 3 п.п.  — с 4% до 7%, прирост составил 66%.

 

В денежном выражении доли лидеров в разрезе ценовых сегментов распределились следующим образом: сегмент свыше 30 тысяч рублей занял первое место по выручке с долей 28%, второе место закрепилось за сегментом от 5 до 10 тысяч рублей с долей 19%, третье – за сегментом от20 до 30 тысяч рублей с долей 17%. Максимально увеличилась доля сегмента свыше 30 тысяч рублей на 8 п.п. (с 20 до 28%), прирост составил 76%. (См. графики 5 и 6)

 

Структура продаж смартфонов в России в 2016 году
Структура продаж смартфонов в России в 2016 году

 

Положительный прирост за 9 месяцев 2016 года относительно аналогичного периода 2015 года  в количестве показали модели смартфонов стоимостью от 5 до 10 тысяч рублей, от 3 до 5 тысяч рублей и от 10 до 15 тысяч рублей, с долями 33%, 19% и 13% соответственно. Максимальный ростдоли от года к году в количестве продемонстрировали сегменты от 20 до 30 тысяч рублей с 5% до 9%  (+4  п.п.)  и  свыше  30  тысяч  рублей  с  5%  до  7%  (+2  п.п),  приросты  составили  87%  и  51% соответственно.

В денежном выражении наибольший вес заняли следующие сегменты: первое место с долей 29% группа свыше 30 тысяч рублей, второе место с долей 20% — от 5 до 10 тысяч рублей, третье с долей 18% — сегмент от 20 до 30 тысяч рублей. Больше остальных выросли доли сегментов свыше 30 тысяч рублей на 6 п.п. (с 23% до 29%) и от 20 до 30 тысяч рублей на 5 п.п. (с 13% до 18%), приросты составили 66% и 73% соответственно. (См. графики 7 и 8)

 

Подобная динамика объясняется двумя факторами. Мы видим, что люди стали чаще покупать более дорогие модели смартфонов и поэтому средняя цена на рынке выросла. Смартфон, который ещё вчера стоил на несколько тысяч дороже, стал доступен по более привлекательной цене, что позволило населению приобретать премиум-устройства. Таким образом, апрельское снижение цен прокачало практически все сегменты, но особенно премиальные смартфоны, от 20 тыс. рублей.  Вторым существенным фактором стало то, чтобанки изменили свою политику в отношении потребительского кредитования, что позволило потребителям реже экономить на покупке премиальных смартфонов, и повлияло на рост их средней цены.

 

Рынок сотовых телефонов (без ОС)

 

Рынок сотовых телефонов (без ОС)
Рынок сотовых телефонов (без ОС)

 

 

 

Рассматривая общий рынок мобильных устройств, важно проследить динамику простых телефонов.  В 3Q 2016 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года продажи на рынке сотовых телефонов сократились   в количестве на 15% с 3,8 до 3,2 млн. штук. Рынок в денежном выражении сократился на 18% с 6,4 до 5,2 млрд. рублей. Средняя цена составила 1 600 рублей, что на 3% нижем, чем в 3Q 2015 года.

В 3Q 2015 года количественные показатели рынка сотовых телефонов были на 21% ниже, чем за аналогичный период прошлого года. Выручка от продаж сотовых телефонов в 3Q 2015 года составила на 20% ниже, чем в 3Q 2014 года. Средняя цена выросла на 3% и составила 1 700 рублей.(См. графики 9 и 10)
Рынок простых сотовых телефонов за 9 месяцев 2016 года
Рынок простых сотовых телефонов за 9 месяцев 2016 года

 

Рынок простых сотовых телефонов за 9 месяцев 2016 года по отношению к аналогичному периоду 2015 года продемонстрировал падение, как в количественном, так и в денежном выражениях — на 11% и 15% соответственно. Средняя цена устройства также снизилась на 5% и составила 1700 рублей.

Рынок за 9 месяцев 2015 года по отношению к 9 месяцам докризисного 2014 года так же показал снижение, как в количественном выражении, так и в денежном на 25% и 23% соответственно. Средняя цена осталась на уровне 2014 года. (См. графики 11 и 12)

 

Таким образом, видно, что экономическая ситуация меньше всего отразилась на данном сегменте рынка. Спрос на устройства уже достиг насыщения, и даже стабилизация экономической ситуации не позволяет рынку сотовых телефонов вернуть положительную динамику.

 

Рынок сотовых телефонов и смартфонов

Рынок сотовых телефонов и смартфонов

Что же касается общего рынка сотовых телефонов и смартфонов, то роль основного драйвера роста сохраняют смартфоны. По итогам в 3Q 2016 года было реализовано 10,6 млн. сотовых телефонов и смартфонов, что на 4% ниже аналогичного периода прошлого года. Выручка от ихреализации составила 91,7 млрд. руб., превысив результаты 3Q 2015 на 20%. Средняя цена, таким образом, увеличилась относительно прошлого года на 24% и составила 8 600 рублей.

Для сравнения в 3Q 2015 года по отношению к 3Q 2014 года российский рынок сотовых телефонов и смартфонов чувствовал себя хуже: в количестве снижение произошло на 10%, а в выручке рост произошёл на 12%. Средняя цена выросла на 27% до 7 000 рублей.(См. графики 13 и 14)

Рынок сотовых телефонов и смартфонов

image032

 

По итогам первых 9 месяцев 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 2015 года рынок сотовых телефонов и смартфонов России показал падение только на 0, 05% в количественном выражении – с 27,01 до 26,99 млн. штук и рост на 26% в денежном выражении – со 187,5 до 237,1 млрд. рублей. Средняя цена мобильного устройства выросла на 27% и составила 8 800 рублей.Сравнивая показатели 9 месяцев 2015 года с аналогичным периодом докризисного 2014 года, мы видим, что падение в количестве составило 14%, в выручке рост произошёл только на 6%. Средняя цена возросла на 22% и составила 6 900 рублей. (См. графики 15 и 16)

 

Очевидно,    что    российский    рынок    сотовых    телефонов    и    смартфонов    уверенно

стабилизуется, прежде всего, за счёт роста продаж смартфонов. Тем не менее, покупатель ещё не пришёл в себя от длительного кризиса и рациональный подход к потребительской корзине продолжает доминировать, прежде всего, за счёт выбора наиболее выгодного предложения по соотношению цена/качество и покупке устройств в кредит.

 

Алексей Широков, директор департамента закупок “Евросети”

Алексей Широков, директор департамента закупок “Евросети”: Тренды общего рынка устройств, безусловно, продолжает определять текущая экономическая ситуация в стране. Можно сказать, что на рынке наступает «оттепель». Смартфоныдемонстрируют положительную динамику в количестве продаж. Данная тенденция обусловлена увеличением доли устройств, приобретаемых в кредит. Если в прошлом году политика банков в отношении потребительского кредитования была сдержанной и банки неохотно выдавали населению заемные средства, то в 2016 году их мировоззрение изменилось, и количество кредитов заметно возросло. Лояльная политика банков позволила населению приобретать более дорогие моделителефонов, что провоцирует продолжающийся рост средней цены. Ритейлеры в свою очередь предлагают покупателям большое количество кредитных продуктов с максимальной выгодой. В частности, беспроцентные рассрочки послужили сильнейшимтолчком для всего рынка, что в большей мере вызвало рост средней цены смартфона.

К  примеру,  в  Евросети  покупки  смартфонов  в  кредит  за  9  месяцев  2016  года  в  количестве увеличились на 14 %, в выручке — на 29%, средняя цена покупки выросла на 13%. Годом ранее по итогам 9-ти месяцев 2015 года по отношению к аналогичному периоду докризисного 2014 года в количестве выдача кредитов снизилась на 11%, выручка — на 3%, средняя цена покупки выросла на 10%.

Смартфоны давно завоевали статус     «товара повседневного спроса» и продолжают каннибализировать остальные смежные рынки, которые падали до кризиса и продолжают сокращаться до сих пор.

Мы  ожидаем,  что  в  2017  году  продолжится  восстановление  рынка  сотовых  телефонов  и смартфонов: в количестве его показатели будут варьироваться в пределах данных прошлого года или в самых незначительных положительных приростах.

Усилится тренд на расширение модельного ряда мобильных аппаратов с поддержкой функции NFC в более дешёвом ценовом сегменте.

Некоторое оживление, возможно, появится на рынке ноутбуков, а также в дешевом сегменте медиабуков (клаудбуков). Срок реплейсмента у данного сегмента достаточно долгий, поэтому может сыграть эффект отложенного спроса для потребителей, которые планировали обновить свои девайсы в 2015, но не сделали этого.

Продажи аксессуаров к смартфонам будут расти в количестве.

Среди тенденций, на которые меньше всего влияет экономический фактор, можно отметить продолжающийся рост популярности смартфонов с диагональю дисплея более 5 дюймов (фаблетов), а также увеличивающуюся популярность гаджетов с поддержкой LTE.

 

Отчёт подготовлен по аналитическим данным и прогнозам департамента маркетинга компании «Евросеть»

 

Related Images:

Сергей Пабликанов

Главный редактор “Россия-онлайн”

Ссылки на автора:

Темы новости

Все новости лентой

за 22 ноября 2024 года