Русский авангард покорил любителей искусства в Азербайджане
Историк искусства, куратор выставки «До востребования. Коллекции русского авангарда региональных музеев. 1900-1930» Андрей Сарабьянов рассказал журналисту пресс-службы группы дружбы Россия-Азербайджан под руководством депутата Госдумы Дмитрия Савельева о причинах успеха проекта в Баку.
Познакомить столичных ценителей искусства с картинами из региональных музеев – такой была идея экспозиции, открывшей свои двери в 2016 году в Москве. «Многие полотна были впервые показаны широкой публике – до сих пор они вообще хранились в запасниках, поэтому было очень много открытий, атрибуций, датировок. В этом смысле наш проект, конечно, совершенно уникален», — поясняет Андрей Сарабьянов. Успех выставки подтолкнул ее организаторов на работу над второй частью проекта, который вызвал столь же бурный интерес, как у экспертов, так и у посетителей. Как раз на второй выставке побывала и Лейла Алиева – вице-президент Фонда Гейдара Алиева. После чего она выразила желание устроить подобную выставку в Баку.
И вот в Центре Гейдара Алиева представлены более 60 картин русских авангардистов, причем большинство полотен впервые были представлены широкой публике. «Это первая полная выставка русского авангарда в Азербайджане, очень красивая и интересная, для нее мы отобрали картины из 18 региональных музеев России, которые представляли хранители коллекций. В итоге у нас и получился вот этот независимый проект, который мы представили в Центре Гейдара Алиева. Многие работы до сих пор были по сути никому не известны. Их мало знают, мало видели, наконец. Там были работы художников, от наследия которых остались единичные работы – все остальное было утрачено. То есть многие картины только появились в художественном пространстве. Это была трудоемкая, но интересная работа, результат того стоил», — убежден куратор выставки.
Интерес к необычной экспозиции изначально был огромен: только на открытии вернисажа было около 800 человек. Андрей Сарабьянов считает это весьма показательным. «Это открывает большие возможности для дальнейшего сотрудничества с Центром Гейдара Алиева. Кроме того, мне очень понравилось это выставочное пространство. Центр, выстроенный Захой Хадид – сам по себе архитектурный шедевр. Поместить в такое пространство авангардную выставку — очень символично, поскольку Заха Хадид очень любила русский авангард и вдохновлялась им в своем творчестве. То есть у нас получилась такая перекличка классического русского авангарда и авангарда современной архитектуры. Для меня это усилило выразительность и значения выставки», — поясняет ее куратор.
Он также отметил высокий профессионализм сотрудников Центра. «Хотя Центр Гейдара Алиева – место, очень сложное для показа живописи, однако все картины были очень правильно размещены, прекрасное освещение, снизу и сверху точечный свет… Вообще это был очень позитивный опыт сотрудничества, за что я очень признателен не только госпоже Лейле Алиевой, но и директору Центра Гейдара Алиева, и всем его сотрудникам», — резюмировал Андрей Сарабьянов.
Сильные впечатления произвела на историка искусства и сама азербайджанская столица, где Андрей Сарабьянов побывал впервые. «С одной стороны, я увидел сохраненный Старый город, бережное отношение к наследию и традициям, которые охраняет и поддерживает государство. С другой стороны, Баку — современный город с замечательной модерновой архитектурой, — поделился эмоциями он. – И все это прекрасно и гармонично сочетается между собой. Я очень доволен своей поездкой, и опытом работы, и надеюсь еще вернуться в Баку».
Related Images:
Главный редактор “Россия-онлайн”