Дневник событий ММКЯ, 4 и 5 сентября
Хороший год Анастасии Орловой
История детского издательства Анастасии Орловой началась «страдательно».
«Одно довольно крупное издательство предложило мне стать редактором своей новой серии. Предполагалось, что в этой серии будут выходить книжки для самых маленьких, и я с большим воодушевлением принялась за работу. Вместе с другими поэтами и детскими писателями, вместе с переводчиками и художниками мы успели подготовить к изданию несколько книг, но так и не смогли их выпустить, потому что проект, в силу некоторых обстоятельств, решили заморозить. Всё это было очень неприятно, тяжело и грустно, а главное — мне так хотелось, чтобы наши книги увидели свет.
В конце концов, помыкавшись какое-то время, мы приняли решение создать своё издательство. Назвали его «Книжным Домом Анастасии Орловой». И к сегодняшнему дню, когда издательству исполнился всего лишь один год, выпустили уже 24 книги, запустили старые и придумали новые серии, с одной из которых — она называется «Читатель родился» — дошли до финала «Книги года».
В общем, мы все очень хорошо потрудились, сделав нашу историю не «страдательной», а замечательной, — вспоминала на своей первой после пандемии встрече с читателями Анастасия Рогах, детский поэт, писатель, переводчик, лауреат многочисленных премий в области литературы и искусства, а с недавнего времени и главный редактор собственного издательства.
О тех книгах, которые вышли в издательстве этой весной, а также о тех, которым предстоит выйти этой осенью, рассказали их авторы: поэт и переводчик Марина Бородицкая, чей «Несерьёзный зодиак для тихонь и забияк», с иллюстрациями Анны Юдиной, специально создан для тех, кто не только ничего не знает о гороскопе и знаках зодиака, но непременно хочет узнать о самом себе «что-то хорошее», а также художник, иллюстратор, карикатурист Валерий Дмитрюк, придумавший совершенно нового, поистине необычайного «Колобка», похожего одновременно и на книжку, и на игрушку, и на театр, и на маленькую мастерскую.
А переводчица, детский поэт и прозаик Анастасия Строкина, «поделилась своим Чайковским» — не тем, с окладистой бородой, который изображён на портрете, что висит на стене любого музыкального училища, а «юным, мятущимся и страшно не уверенным в себе и своей мечте — стать однажды настоящим музыкантом».
«Я думаю, — заметила влюблённая в музыку своего персонажа писательница, — что очень многие дети и подростки порой чувствуют себя так же, как в юности чувствовал себя Чайковский, который слишком часто был вынужден слышать от своих близких, от родных, от учителей и даже от друзей, что ему никогда не стать композитором. Они, конечно, ошибались, тогда как он, следовавший за своей мечтой, был прав. Но мне хотелось рассказать не только об этом противостоянии, но и о музыке, о торжестве света и о том, как всем нам необходимы поддержка и вера».
Экология как новая реальность. Новые книги о том, как жить правильно и спасти мир
Экологичный образ жизни — это современный тренд, все больше набирающий популярность. На презентации книг об экологии как новой реальности «Больше, чем кухня», «Эко sapiens» и «Грязная правда» молодые эко-активистки Евгения Чичкова и Олеся Бесперстова обсудили актуальные вопросы, которые касаются каждого в России и в мире: осознанное потребление, экономия ресурсов, философия «Zero waste» или ноль отходов. Девушки рассказали о простых правилах осознанной жизни и способах сделать каждый свой день экологичным: как отказаться от пластика, как с помощью соды, соли, лимона и уксуса навести порядок в доме, как сократить количество мусора и спасти мир.
Евгения Чичкова, активистка, эко-блогер, автор книги «Больше, чем кухня. Экологичный образ жизни начинается с вашего дома», организатор движения Zero Waste Club в Санкт-Петербурге, рассказала о том, как с помощью простых привычек избавиться от пластика и лишнего мусора, научиться экономить ресурсы и сделать свой быт более экологичным.
«Нет ничего плохого в самом пластике, проблема в его чрезмерном употреблении для излишнего удобства, например одноразовая посуда» — говорит Евгения и советует задуматься, от чего в своей повседневной жизни можно отказаться или заменить, чтобы это было полезнее для здоровья или окружающей среды. Не нужно отказываться от всего и сразу, например, выбрасывать «пакеты с пакетами», ведь их переработка в таком объеме очень сложная. Просто используйте их до конца, например для мусора, и больше не покупайте. Если ваша косметика была протестирована на животных, пусть она закончится, и вы просто больше не будете покупать такую. Отнесите ненужную одежду в благотворительные магазины, чтобы вещь была изношена до конца (например, в Санкт-Петербурге есть магазин «Спасибо»).
Многие продуктовые магазины начали с пониманием относиться к тому, что покупатели приходят со своей тарой. В сети магазинов ВкусВилл в продаже появилась красивая и стильная многоразовая упаковка. Еще Евгения посоветовала свои любимые книги: экологическую энциклопедию для детей «Ася и пластиковый мир» Аси Мицкевич и книгу о том, как сделать жизнь проще и не покупать мусор «Дом без отходов» Беа Джонсон.
Олеся Бесперстова, основатель проекта об экологическом образе жизни Noplasticitsfantastic и магазина в Санкт-Петербурге, автор одноименного блога, основатель онлайн-школы @zws_school, рассказала о том, как она пришла к осознанному потреблению. Олеся согласна с Евгенией: «Не начинайте сразу со всего, это целая философия, которая приходит постепенно».
Начать можно с раздельного сбора отходов в самом простом варианте, собирая отдельно бумагу и батарейки, лампочки, стекло. Для сбора батареек появились контейнеры в супермаркетах, а чтобы хранить использованные батарейки не нужно много места, можно выбрасывать их раз в несколько месяцев. Чтобы разобраться с пластиком, потребуется больше времени и вовлеченности, потому что существует слишком много его разновидностей. На всех пластиковых изделиях есть значок в виде цифры внутри треугольника. Цифрой обозначается разновидность пластика, у каждой разновидности есть свои особенности производства, хранения и утилизации.
Также был затронут вопрос соблюдения эко-принципов в больших городах и маленьких населенных пунктах. Люди находятся не в равных условиях, так как проблемы везде одинаковые, а возможности и способы их решения разные. Еще прозвучала мысль о том, что поколение наших бабушек неосознанно следовало основным принципам сохранения окружающей среды: в магазин ходили с авоськами, имели огороды, мыли бутылки, перешивали одежду. И вот теперь эти тенденции постепенно возвращаются, благодаря таким неравнодушным людям, как героини сегодняшней встречи.
Однажды Пушкин пришел к Гоголю: анекдоты псевдо-Хармса. Грандиозная мистификация или знаковое произведение русской культуры?
На презентации новой книги Натальи Доброхотовой-Майковой и Владимира Пятницкого «Лев Толстой очень любил детей» анекдоты о писателях, приписываемых Хармсу», вышедшей в издательстве «Бомбора», ее литературный редактор и редактор-составитель, писатель, историк изобразительного искусства Софья Багдасарова рассказала историю возникновения одного из самых популярных юмористических текстов советского самиздата.
В первую очередь, эта книга является первым полным выверенным изданием анекдотов. В остальном это настоящий литературный детектив в атмосфере позднесоветского и российского интеллектуального бытия, из которого можно узнать, как зародилась эта история, как она раскручивалась, кто обманул людей, и как этот клубок разматывался обратно. Это рассказ о грандиозной литературной мистификации, которую никто не собирался устраивать, которая зародилась сама по себе.
В книгу вошли истории разных людей, которые рассказывают, где и когда они впервые встретились с анекдотами, факсимильные копии с авторскими рисунками, литературоведческие статьи, объясняющие какое значение эти анекдоты имеют для нашей культуры, биографию Владимира Пятницкого, рассказ о семье Натальи Доброхотовой-Майковой. С анекдотами связаны многие известные личности русской литературы, в книге упоминаются Венедикт Ерофеев, Иосиф Бродский, Андрей Битов, Юлий Ким, Александр Солженицын и многие другие.
В 60-е годы в самиздате появились рукописи Даниила Хармса, расшифрованные Михаилом Мейлахом. Однажды они попали в руки одного из авторов книги, Владимира Пятницкого, и произвели на него сильное впечатление. В то время о Хармсе было известно очень мало, так как он был запрещенным писателем. Разрешалось печатать только его стихи и детские произведения, взрослые были под запретом. Самые лучшие его работы стали известны советскому человеку очень поздно.
В начале 70-х годов молодой автор Владимир Пятницкий вместе со своей приятельницей Натальей Доброхотовой-Майковой начали записывать в блокнот иллюстрированные анекдоты и давали читать их своим друзьям. Анекдоты им понравились, но так как в советское время с тиражированием текстов дела обстояли плохо, они стали делать фотокопии, по три страницы блокнота на одном листе.
И колесо закрутилось: затем с фотокопий делали машинописные копии, уже без иллюстраций и нумерации, в результате чего первый лист, на котором были указаны авторы, потерялся. Остальные разошлись по самиздату огромным количеством копий. Передавали анекдоты и из уст в уста. То, как они попали из Москвы в Ленинград, – отдельная история, описанная в книге.
Как же так получилось, что несколько десятилетий люди были уверены, что автором этих анекдотов является Хармс? У Хармса действительно было несколько анекдотов про Пушкина. Но если сравнить его анекдоты и все остальные, то можно заметить очень большую разницу. Хотя что-то общее у них тоже имеется. Например, и там, и там персонажами являются русские писатели, а описанные в анекдотах ситуации – абсурдные. Но люди, которые читали самиздат, не имели достаточного литературного чутья, чтобы почувствовать тонкие различия.
Анекдоты набирали популярность, в 90-е годы их начали печатать в газетах, но с разными подписями – иногда Хармс, иногда анонимно. И вот однажды в журнале «Советская библиография» их напечатали как произведения Даниила Хармса. Это увидел литературовед и переводчик Николай Котрелев, который долгие годы был другом авторов книги, и написал статью-опровержение. Спустя несколько месяцев она вышла в небольшом журнале. Его тираж был настолько мал, что немногие узнали историческую правду.
Спустя несколько лет литературовед Александр Кобринский впервые опубликовал эти анекдоты, не как анекдоты Хармса. Он назвал их «анекдоты, приписанные Хармсу», и в предисловии указал имена и фамилии настоящих авторов. Кобринский также дополнил их материал новыми короткими анекдотами и назвал их «хармсики» (их авторы неизвестны, и название опять запутало публику). Их передавали друг другу в виде перепечаток, устных пересказов, печати под диктовку, и они все больше утрачивали свой первоначальный вид: отличалась орфография, пунктуация, сокращения. Некоторые цитаты из «хармсиков» («Лев Толстой очень любил детей», «Тут все и кончилось») стали крылатыми.
Книга «Лев Толстой очень любил детей» анекдоты о писателях, приписываемых Хармсу» вносит ясность, расставляет точки над «i» и рассказывает, чем закончилась эта история. Интересно будет и тем, кто знает эти забавные истории про русских писателей, и тем, кто никогда о них не слышал. На самом деле, с их отголосками так или иначе сталкивался каждый – в цитатах, заголовках, других анекдотах. Анекдоты «псевдо-Хармса» заняли почетное место в истории русской культуры второй половины ХХ века.
Авоська для книг
В рамках презентации «Помочь планете может даже ребёнок» заведующая редакцией «Вилли Винки» Татьяна Мантула, профессиональный экотренер Мария Швецова и директор по работе с корпоративными партнёрами и сторонниками Всемирного Фонда Дикой природы Ирина Воробьёва, рассказали, как развить интерес ребёнка к теме защиты природы и начать важный разговор об экологической осознанности.
Берёте ли вы сумку, отправившись за хлебом? Куда бросаете очистки от картошки? И выключаете ли воду, орудуя ножом? А знаете ли, сколько видов рыб, зверей и птиц, деревьев и цветов погибло от того, что мы не делаем чего-то или, напротив, что-то делаем не так?
«Мы избалованы. Ужасно избалованы благами цивилизации. Мы понимаем ценность таких вещей, как свет, тепло и вода, лишь когда нам их отключают. Привычка к комфорту привела человечество к экологической катастрофе. Эта проблема огромна, и она носит не только экологический, но и философский характер», — с грустью в голосе заметила Татьяна Мантула, открывая презентацию новинок двух «экологических» серий, созданных издательством АСТ совместно с WWF России.
«Солнечный свет на завтрак» — о том, как растения спасают наши жизни, «Герда и Ларс» — о том, как китёнок потерял свою семью и отправился в путь, полный разных открытий, и «Через океаны» — о том, что происходит с коралловыми рифами, акулами, дельфинами и, наконец, самой водой, — эти и другие книги, очень красивые, очень яркие, были созданы для того, чтобы начать с детьми разговор о таких понятиях, как «экологический след» и «экологическая осознанность», уважение к природе и ответственность перед будущими поколениями. «Говорить ребёнку о том, что цветочку больно, когда он его срывает, недостаточно», — убеждена «увлечённая экомама» Мария Швецова, также принявшая участие в презентации. — Говорить нужно о том, что конкретно происходит с растением, о его жизненном цикле, о питании, кислороде, фотосинтезе. И это будет гораздо проще сделать при помощи книг. Потому что книги — идеальный инструмент для того, чтобы обсуждать важные и сложные темы самым естественным, не вымученным, способом».
О том, что сохранение мирового биоразнообразия невозможно без экопросвещения, гостям ярмарки напомнила и присутствовавшая на встрече онлайн Ирина Воробьёва: «Восприятие мира формируется в раннем детстве, в родной семье. О том, что мусор нужно сортировать, в магазин ходить с авоськой, а не пластиковым пакетом, а воду, льющуюся из крана, не тратить попусту, ребёнку следует знать уже с трёх-четырёх лет. Читать книги о природе вместе с ребёнком, обсуждать с ним вместе прочитанное и применять на практике полученные знания — совсем не трудно, но в то же время — жизненно необходимо».
Related Images:
Главный редактор “Россия-онлайн”