Опера и балет России и Азербайджана: громкая премьера и онлайн-проекты
С ослаблением карантинных мероприятий всё громче заявляют о себе совместные творческие проекты, подготовленные мастерами России и Азербайджана за время пандемии. Так, например, в середине января в рамках гастролей балетной труппы Приморской сцены Мариинского театра в Санкт-Петербурге триумфально прошли показы балета «1001 ночь» на музыку выдающегося азербайджанского композитора Фикрета Амирова. Руководитель межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан, депутат Госдумы Дмитрий Савельев отмечает: «Благодаря давним тёплым связям людей искусства Азербайджана и России, наши творческие контакты за время пандемии не только не были утеряны, но и позволили осуществить ряд уникальных проектов как в онлайн-формате, так и на самых престижных площадках. Это в очередной раз подтверждает то, что сообща наши братские народы способны справиться с любыми препятствиями».
Напомним, что премьера балета «1001 ночь» состоялась в августе прошлого года во Владивостоке. Его постановку, с совершенно новой хореографией, осуществил главный балетмейстер Приморской сцены Мариинского театра Эльдар Алиев, азербайджанец, который по праву носит титул одного из лучших хореографов России и мира. Музыкальным руководителем премьеры стал Заслуженный артист Азербайджана, главный дирижёр и музыкальный руководитель бакинского Государственного театра оперы и балета Эйюб Кулиев, а художником-постановщиком спектакля – известный петербуржский мастер сценографии Пётр Окунев.
Январские показы балета в Санкт-Петербурге прошли с огромным успехом – четыре вечера в Мариинке-2 не смолкали овации. Посмотреть «1001 ночь» пришёл и генеральный директор, художественный руководитель Мариинского театра, всемирно известный дирижер Валерий Гергиев. «После спектакля Валерий Абисалович поблагодарил всех участников – сказал много добрых слов в адрес постановочной группы», – делится Эйюб Кулиев. По словам дирижера, маэстро Гергиев остался очень доволен спектаклем и планирует осуществить его премьеру в Мариинском театре.
Постановку балета «1001 ночь» на Приморской сцене Мариинского театра во Владивостоке Эйюб Кулиев называет поистине историческим событием. Августовская премьера балета была приурочена к открытию международного фестиваля «Дальневосточный Мариинский», и маэстро Кулиев с гордостью отмечает, что это была практически единственная серьёзная театральная премьера, которая состоялась за время пандемии не только в России, но и во всём мире. «Спектакль имел феноменальный успех, проходил при полном аншлаге, билеты невозможно было достать, – вспоминает дирижер. – Учитывая колоссальный интерес публики, было увеличено количество показов спектакля, он идёт по несколько раз в месяц. Я хочу поблагодарить руководство Мариинского театра и отдельно его директора, выдающегося дирижера Валерия Гергиева за то, что он поддержал инициативу Эльдара Алиева».
Стоит отметить, что постановка «1001 ночи» стала, возможно, самым масштабным, но далеко не единственным российско-азербайджанским театральным проектом за время пандемии. В частности, совершенно уникальные начинания были осуществлены в виртуальном пространстве. Одним из них стал совместный клип, созданный к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне Азербайджанским театром оперы и балета, московским театром «Геликон-опера» и другими театрами стран постсоветского пространства. Торжественную военную оду для этого проекта специально написала талантливая пианистка и композитор из Азербайджана Пикя Ахундова.
Попутно заметим, что благодаря активизации онлайн-проектов постановки Азербайджанского театра оперы и балета теперь могут посмотреть зрители со всего мира. «Мы улучшили качество нашего сайта, открыли новые аккаунты в YouTube, в Фейсбуке, в Инстаграме, – рассказывает музыкальный руководитель Бакинской оперы. – Теперь там можно выбрать наш спектакль на любой вкус, посмотреть на работу известных режиссёров, хореографов, послушать знаменитых исполнителей».
Напомним, что главный дирижёр Азербайджанского государственного академического театра оперы и балета Эйюб Кулиев является выпускником Санкт-Петербургской консерватории и уже давно тесно сотрудничает с различными российскими музыкальными и театральными коллективами. «С российскими коллегами мы всегда на связи, у нас крепкие дружеские отношения, которые имеют очень прочную основу», – утверждает Эйюб Кулиев. Азербайджанского маэстро регулярно приглашают не только дирижировать российскими театральными постановками, но и в жюри престижных российских конкурсов. «Мы очень подружились с художественным руководителем и главным организатором Международного музыкального фестиваля имени Георга Отса, Зоей Тумановой-Родман, и мне было безумно приятно, когда меня пригласили в жюри этого конкурса и в 2020 году», – признаётся дирижёр. Выражая команде конкурса благодарность за его организацию в сложных пандемийных условиях, Эйюб Кулиев замечает, что это событие обязательно должно было состояться, ведь в 2020 году мир отметил столетие выдающегося певца Георга Отса.
Из-за карантинных ограничений на этот раз азербайджанский эксперт осуществлял судейство онлайн. «Лично я очень доволен результатами конкурса – в финал прошли очень достойные и яркие молодые музыканты», – утверждает Эйюб Кулиев, отдельно отмечая таких талантливых конкурсантов как Рустам Касимов, Алексей Кулагин, Александр Нестеренко, Дарья Черний, Назгуль Ибрагимова и Дария Гаврилова.
Выражая сожаление, что пандемия коронавируса помешала азербайджанским певцам принять участие в конкурсе имени Георга Отса, Эйюб Кулиев констатирует: «У нас есть множество перспективных исполнителей. Есть и яркие звёзды, которые уже проявили себя и светят всей планете, их знают во всём мире. Для нас это большая радость и предмет гордости». Среди азербайджанских музыкантов мирового масштаба знаменитый дирижер называет, в частности, Юсифа Эйвазова и Азера Рзазаде, Магеррама Гусейнова и Эвеза Абдуллу. «А Динара Алиева и Эльчин Азизов являются солистами Большого театра, что для нас очень важно, – добавляет дирижер. – Я всегда горжусь, когда вижу в афишах значимых премьерных российских спектаклей имена наших земляков-азербайджанцев».
По утверждению музыкального руководителя Бакинской оперы, в России неизменно популярны и азербайджанские яркие оперные певцы, и эстрадные исполнители, как, например, Эмин Агаларов, и исполнители мугама. «Даже самый рядовой слушатель в России признаёт достоинства азербайджанской народной музыкальной традиции, – заключает Эйюб Кулиев. – Нам всегда очень комфортно выступать в России – там с интересом воспринимают любую азербайджанскую музыку».
Related Images:
Главный редактор “Россия-онлайн”