Драматургия без границ: азербайджанская пьеса в российском творческом проекте
Пандемийный год, затруднив реализацию множества международных культурных программ, одновременно дал небывалый толчок развитию совместных сетевых проектов. Руководитель межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан, депутат Госдумы Дмитрий Савельев убеждён, что для России и Азербайджана в онлайн-проектах кроется значительный коммуникационный потенциал:
«Развитие сетевых образовательных и культурных программ с проведением онлайн-встреч и уроков, телемостов, трансляций спектаклей и фильмов позволяет вовлечь в совместную культурную деятельность тысячи людей в наших странах, – отмечает российский парламентарий. – Совместное создание и восприятие всех форм искусства позволяет обмениваться опытом, мнениями, информацией, методами решения проблем. Такое сотворчество стирает границы, углубляет наше взаимопонимание, ещё больше сближая наши народы».
Одним из таких сетевых проектов, объединивших в себе обучение и творчество, стала фабрика нарративного театра «Дисциплина», организованная новосибирским театром «Старый Дом». По результатам первого сезона «Дисциплины» в число 11 лучших из 423 заявившихся участников вошёл бакинский драматург Исмаил Иман, создавший в рамках проекта свою новую пьесу «После Бали». Директор «Старого Дома» Антонида Александровна Гореявчева отмечает:
«Конечно, мы уже были знакомы с творчеством Исмаила Имана, читали его произведения, видели читки и спектакли по его пьесам. Уровень таланта и возможности работы с текстом у драматурга очень высокий, а тот факт, что Исмаил Иман захотел принять участие в конкурсе, лишь подтверждал его желание поработать в новом формате».
По словам директора новосибирского театра, в задачи проекта «Дисциплина» входило создание «хорошо сделанных пьес», интересных широкому кругу зрителей и содержащих в себе важную этическую проблему. Российские специалисты высоко оценили пьесу азербайджанского автора как необходимую людям сегодня историю о правильном выборе, о верности своим убеждениям в противовес «рыночным» ценностям.
«Конечно, Исмаил взял очень интересную в этом плане тему, – подчёркивает Антонида Гореявчева. – Перед нами не абстрактное публицистическое обсуждение, а сюжет, построенный на личном отношении героя к проблеме. Он колеблется: остаться ли самим собой – честным, порядочным, достойным себя и своих предков человеком, или поступиться своей честностью? Как настоящий драматический герой он выбирает позитивную с точки зрения подлинных духовных ценностей программу – самого себя. И этот выбор вселяет в нас, зрителей, надежду».
Написанию пьес в рамках «Дисциплины» предшествовала интенсивная учебная программа. Кураторами проекта выступили сценарный коуч Александр Молчанов, режиссер Андрей Прикотенко, театральные критики Оксана Ефременко и Антон Хитров.
«На протяжении нескольких месяцев еженедельно проходили встречи в Zoom, – рассказывает Антонида Гореявчева. – Драматурги получили экскурс в историю театра и театральной мысли, смогли посмотреть на создание текста пьесы с позиции автора, режиссера, критика и зрителя, узнали о главных современных тенденциях в мировой драматургии. Участники рассматривали речевое наполнение текстов, обсуждали героя, конструкцию сюжета, какая ситуация сегодня может «выстрелить», а какая нет, кто может стать главным действующим лицом современной драмы».
По результатам первого сезона проекта на сцене «Старого Дома» будут поставлены пьесы «Наизнанку» Карины Бесолти и «Наташа» Марины Крапивиной, ещё несколько пьес воплотятся в спектакли в других российских театрах.
«Проект позволяет нам видеть развитие русскоязычной драматургии на постсоветском пространстве – для нас это важная миссия», – добавляет Антонида Гореявчева. Отметим, что все читки пьес проекта «Дисциплина» не только демонстрировались онлайн, но и доступны в записи на сайте проекта.
В настоящий момент в драматургической лаборатории «Дисциплина» начался уже второй сезон, в котором, помимо театра «Старый Дом» примут участие московский театр «Практика», Чехов-центр из Южно-Сахалинска и Калининградский областной драматический театр. Куратором проекта выступит российский писатель и сценарист Родион Белецкий.
Не исключает Антонида Гореявчева и выход проекта на международный уровень, с привлечением театров стран постсоветского пространства, в частности, Азербайджана.
«Нам как организаторам проекта такой формат работы был бы интересен, – делится директор «Старого Дома». – Главное, чтобы интерес со своей стороны проявили зарубежные театры, которые ставят пьесы на русском языке. На мой взгляд, формат «хорошо сделанной пьесы», с которым работает «Дисциплина», не имеет границ».
Российский специалист рекомендует попытать удачу в будущих конкурсных отборах и азербайджанским авторам, пишущим на русском языке:
«Мы призываем всех драматургов следить за развитием нашего проекта и принимать участие в следующих сезонах, которые, надеюсь, последуют, – говорит Антонида Гореявчева. – Ни опыт, ни место проживания автора значения не имеют – необходимо лишь прислать заявку с рассказом о себе и два своих текста, написанных в любых жанрах».
Готовы в Новосибирске и к другим формам сотрудничества с театральным Баку. К сожалению, пандемия помешала проведению азербайджанского театрального фестиваля, где планировалось представить спектакль «Идиот» из репертуара «Старого Дома», но в администрации театра готовы к возобновлению гастрольной деятельности, как только ситуация это позволит.
«Мы открыты к сотрудничеству и готовы к диалогу, – утверждает Антонида Гореявчева. – Думаю, спектакли нашего репертуара будут интересны азербайджанскому зрителю, как оказалась интересна нашей аудитории драматургия Исмаила Имана».
Related Images:
Главный редактор “Россия-онлайн”