ОСАГО нужно реформировать, чтобы защитить добросовестных водителей такси
Координатор движения «Общество синих ведерок» Пётр Шкуматов считает таксистов главной проблемой не только российских дорог, но и сферы обязательного страхования автогражданской ответственности. Неутешительные выводы эксперта основаны на многочисленных статистических данных.
Например, согласно информации ГИБДД, в 2020 году количество аварий со смертельным исходом с участием такси выросло сразу на 20% в сравнении с 2019 годом, что свидетельствует о высоком уровне аварийности и опасности данного вида транспорта, также делая его одним из наиболее убыточных сегментов рынка ОСАГО. При этом согласно данным опроса «Общества синих ведерок», 40% машин, зарегистрированных в качестве легкового такси, застрахованы как автомобили, используемые для личных целей.
«Из-за высокой аварийности автомобилей такси, стоимость полисов ОСАГО для представителей данного сегмента несколько выше, чем для обычных страхователей, использующих автомобили в личных нуждах. Некоторые ввладельцы такси считают такое положение дел не слишком справедливым, и чтобы не «переплачивать» за страховку, при заключении договора скрывают от страховщиков, что эксплуатируют свой автомобиль в коммерческих целях, регистрируяя его под видом обычного транспортного средства физического лица.
Согласно нормам российского законодательства, водитель такси должен исполнять обязанность по страхованию своей гражданской ответственности, как лицо ведущее коммерческую деятельность по перевозке пассажиров. Тем не менее, в случае выявления ошибок, ложной информации или нарушений обязательных требований при проверке страхового полиса органы, занимающиеся ежедневным контролем водителей — инспекторы ГИБДД и сотрудники Московской административной дорожной инспекции (МАДИ), имеют полное право подать в суд запрос на приостановку действия лицензии или разрешения на осуществление подобной деятельности.
В свою очередь, страховые компании могут также отправить в суд запрос о признании договора ОСАГО недействительным, если они обнаружат и докажут (например, через агрегатор заказов) факт использования в коммерческих целях транспортного средства, зарегистрированного как обычный автомобиль физического лица. Страховым компаниям я бы также посоветовал использовать публично доступные реестры таксистов, позволяющие автоматически проверить наличие у конкретного водителя разрешения на перевозку пассажиров и багажа. Известно, что подобные реестры действует на территории Москвы и Московской области, где базируется примерно одна треть всех такси, зарегистрированных на территории Российской Федерации, а значит благодаря им страховщики могут вовремя отслеживать и предупреждать львиную долю случаев подобных недобросовестных манипуляций со стороны таксистов.
Чтобы избежать дальнейшего недопонимания со стороны владельцев такси в вопросах формирования размера страховой премии, а также снизить пока лишь растущую убыточность данного сегмента, я предлагаю, во-первых, расширить границы тарифного коридора для владельцев автомобилей такси либо, в целом, их убрать для сегментов, занимающихся коммерческой деятельностью. К таким можно отнести машины, принадлежащие юридическим лицам или физическим лицам, имеющим специальное разрешение на перевозку пассажиров.
Во-вторых, автопаркам следует позаботиться об установке телематических устройств в такси, которые позволят отследить случаи нецелевого использования транспорта, понять манеру езды водителя, интенсивность использования автомобиля и, в целом, поможет автопарку, индивидуальному предпринимателю или самозанятому довольно серьезно сэкономить на расходах. И, наконец, таксопаркам нужно устанавливать более жесткий контроль подготовки и допуска водителей к управлению транспортным средством. Все эти меры пойдут на пользу как обязательной автогражданке, так и добросовестным водителям такси, которые будут спокойно работать, а не систематически расплачиваться за грехи коллег и водить толком не умеющих».
Related Images:
Главный редактор “Россия-онлайн”