ДТП на автодорогах могут ускорять вымирание местных популяций млекопитающих
Более 120 видов наземных млекопитающих в разных странах мира подвержены повышенному риску смертности при столкновении с автотранспортом. Если наблюдаемые в последние годы показатели дорожно-транспортных происшествий с животными сохранятся, то отдельные популяции могут исчезнуть в течение 50 лет. К таким выводам пришел международный коллектив исследователей из Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки и Австралии. Результаты работы ученых недавно опубликованы в престижном научном журнале Global Ecology and Biogeography.
В течение пяти лет ученые анализировали влияние ДТП с животными на популяции млекопитающих, которые находятся под угрозой исчезновения. В исследовании участвовал 71 вид животных. Среди них также были виды, которым угроза исчезновения в настоящее время не грозит.
Популяционный эффект от дополнительной смертности на автодорогах оказался неодинаков для разных видов млекопитающих. Те из них, которые не могут компенсировать повышенную смертность высокой плодовитостью или иммиграцией, в большей степени подвержены риску сокращения численности или вымирания. Поэтому особенности жизненного цикла оказались важными в оценке такого риска.
— Наши результаты показали, что для популяций с низкими темпами роста, например, для гривистого волка и онциллы (тигровой кошки) в Бразилии, бурой гиены в Южной Африке и леопарда в Северной Индии ДТП на автодорогах стали серьезным фактором, влияющим на их численность и способным привести к полному исчезновению отдельных популяций в ближайшие десятилетия, если ситуация на дорогах не изменится. Мы разработали математическую модель с использованием видовых и популяционных характеристик животных, которая позволила оценить для 392 видов млекопитающих риск их гибели в результате ДТП. Особо уязвимыми оказались 124 вида (32% от исследованных), в числе которых есть два вида российской фауны – бурый медведь и амурский тигр. Основная причина дорожных конфликтов — пересечение автодорогами индивидуальных участков, суточных и сезонных путей перемещений животных, — рассказала к.г.н., старший научный сотрудник кафедры биогеографии географического факультета МГУ и соавтор исследования Елена Королёва.
В настоящее время существуют планы расширения глобальной торговли, особенно в странах с развивающимися рынками: в Латинской Америке, Азии, Африке, а также в Европе. Эти инициативы будут способствовать росту региональных и межконтинентальных транспортных потоков, в том числе за счет строительства более 25 млн км новых автомобильных дорог. Вполне вероятно, что многие из них будут проходить по территориям с высоким биологическим разнообразием, по регионам с большим числом видов, находящихся под угрозой исчезновения. Области обитания животных, для которых повышен риск исчезновения из-за ДТП, совпадают с территориями, где высока плотность дорог, в Южной Африке, Центральной и Юго-Восточной Азии и группе Андских стран.
— Мы разработали инструмент для оценки риска исчезновения млекопитающих на основе сегодняшних уровней дорожно-транспортных происшествий и современной плотности автомобильных дорог. Эти данные могут обновляться по мере получения новых оценок ДТП для разных видов в тех или иных регионах мира. Наше исследование также показывает приоритетный рейтинг уязвимости животных к ДТП, который может дать новую информацию агентствам дорожной инфраструктуры, неправительственным организациям и органам государственного управления. Эти оценки вместе с данными о плотности и распределении видов помогут определить сегменты дорог, в том числе и планируемых, где программы мониторинга дорожно-транспортных происшествий необходимы в первую очередь для оценки риска и принятия необходимых мер. Всё это позволит избежать вымирания или резкого сокращения численности животных в окружающих ландшафтах, — отметила руководитель исследования, научный сотрудник Центра экологических и морских исследований (CESAM) Лиссабонского университета Клара Грило.
Проведенное исследование в очередной раз показало, насколько важно при планировании и расширении дорожной инфраструктуры проводить консультации с экологами и специалистами по охране живой природы. Только комплексная аналитика способна свести к минимуму негативное воздействие на окружающую среду.
Related Images:
Главный редактор “Россия-онлайн”