«Соло для зала с оркестром»: смотрите на Wink
Новый мультимедийный видеоэкскурс, посвященный судьбе и истории Большого зала Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича, стал доступен зрителям цифрового видеосервиса Wink.
«Этот зал всегда жил по своим правилам.
Там, за верхними полуциркульными окнами течет время,
сменяются моды и стили, правители и эпохи, порой случаются войны и революции.
Здесь, внизу, играют солисты и оркестр, замирает в ожидании музыки публика…
Но, если вглядеться в подвески хрустальных люстр, можно увидеть,
как в них отражается все пережитое.
Надо только присмотреться.
Прислушаться».
С 6 декабря всем ценителям мировой музыки и истории Петербурга и России доступен новый мультимедийный видеоэкскурс «Соло для зала с оркестром», рассказывающий о судьбе Большого зала Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича, легендарного культурного пространства, где пересекаются главные музыкальные маршруты страны. Благодаря партнерству крупнейшего в России интегрированного провайдера цифровых услуг и решений, компании «Ростелеком», видеоэкскурс можно посмотреть на цифровом видеосервисе Wink (https://wink.rt.ru/) в любое время, бесплатно и без регистрации.
Зал Дворянского собрания для петербуржцев не просто памятник архитектуры: это культовое место, самостоятельное действующее лицо в бесконечной музыкальной пьесе о великом городе.
Став героем мультимедийного видеоэкскурса, Зал Дворянского собрания через десятилетия, через века произносит свои монологи то голосом скрипки Давида Ойстраха, то многоголосием симфонического оркестра, ведомого дирижерской палочкой Евгения Мравинского, или вспоминает страницы бурной биографии голосом никому не известного мальчишки-газетчика: «Завтра, завтра! Мы, наконец, его услышим!» «Его» – Листа… Штрауса… Чайковского… Вагнера… Что ни имя – целая вселенная в мире музыки!
В кадре крупным планом – изгибы лепных волют, блеск хрусталя: маленькие детали, сливающиеся в величественные интерьеры. А голос за кадром просит прислушаться, присмотреться, чтобы увидеть отражения пережитого в этих стенах, погрузиться в царящую здесь атмосферу, увлечься повествованием и раствориться в звуках музыки. Повествование в режиме реального времени перетекает в документальное, в фантазийно-историческое: художественные режиссерские приемы дают ощутить взаимосвязь времен и почувствовать, как явственно запечатлелись в нашем сознании когда-то отгремевшие овации.
От кадра к кадру зал предстает перед зрителями то во всем своем парадном имперском блеске, то в доверительной, можно сказать «домашней» обстановке: хрустальные подвески блистательных люстр протирают неказистые, такие приземленные и молчаливые, обычно незаметные – его «ангелы хранители». Минули годы, сменились эпохи, но нам кажутся смутно знакомыми их лица.
Сто лет назад на основе традиции исполнения академической музыки, в здании уже бывшего Дворянского собрания по личному распоряжению первого наркома просвещения А.В. Луначарского была создана первая в советской России филармония. Теперь, в этом прекрасном зале звездам мирового исполнительского искусства неистово аплодировали революционная публика и нэпманы, бывшие дворяне и новоявленные пролетарии. Удивительно, но слушателями нового времени классическая музыка была востребована ничуть не меньше: они жадно впитывали в себя впечатления, завороженные внезапно обрушившимся на них доселе недоступным искусством.
А 9 августа 1942 года в зале Ленинградской филармонии прозвучала Седьмая симфония Шостаковича. Возможно, именно в этот день и в этом самом месте случился знаковый духовный перелом: музыка Шостаковича прозвучала пророческим утверждением победы над фашизмом. И сделали это полуживые музыканты, которые могли в любой момент упасть в голодный обморок, одежда на них висела, их серые лица были бескровны. Но именно они с корнем вырвали самодовольную уверенность оккупантов, показав, что ленинградцы не просто живы, – они воодушевлены и победят!
Пережив послевоенную разруху, бурный расцвет в годы оттепели, оцепенение застоя и заново открывшись миру вместе с новой Россией, – Санкт-Петербургская филармония осталась мерилом ценностей, важнейшей составляющей культурного процесса и города, и всей страны, точкой притяжения всего яркого и по-настоящему талантливого, что создано в музыке, даже не обязательно в классической. Это одно из тех мест, где наши дети становятся настоящими петербуржцами. Здесь эмоции бьют ключом, а тончайшие нюансы жизни человеческого духа, воплощаясь в музыкальных фразах, дают услышать, как звучит СОВРЕМЕННОСТЬ. Но при этом порой кажется, что время не властно над таинством рождения Музыки в этих стенах.
Эти важнейшие моменты, из которых складывается наше представление о себе и о мире, в котором мы живем, могут безвозвратно затеряться в потоке повседневности: уткнувшись в гаджеты, мы лишь досадуем, запинаясь о камни, по которым ходили удивительные люди… Но стоит оторвать взгляд от своего смартфона и осознанно посмотреть вокруг, как границы мгновенно расширяются: и уже легко можно представить, как по этим ступеням перед концертом порывисто поднимался к подъезду Дворянского собрания неподражаемый Ференц Лист. Грохот аплодисментов в зале после его первого концерта современники сравнивали с грохотом пушек в день основания Санкт-Петербурга. А кто мог смотреть из этих окон на заснеженный Невский проспект? Петр Чайковский? Клод Дебюсси? Юный Вилли Ферреро?
Избегая витиеватостей, присущих искусствоведческим работам, видеоэкскурс предлагает зрителю погрузиться в завораживающую историю о том, как в разное время душу города согревала и спасала музыка. И как она спасает каждого из нас. Может быть, потом, проходя мимо филармонии просто по пути домой, кто-то вспомнит, что это – место силы, и приосанится, исполнившись чувства сопричастности судьбе Петербурга. Кто-то вдруг обнаружит, что ребенок уже подрос, и пора покупать абонемент в филармонию, а кто-то засядет за сочинение своей первой фортепианной пьесы.
Петербург – город, где история всегда рядом. Спеша по делам, мы сами не замечаем, как следуем мимо дворцов, где решались судьбы империи, проходим дворами, где все еще слышны шаги героев Гоголя или Достоевского, идем через улочки и мосты с рисунков Добужинского или Бенуа…
Большой зал петербургской филармонии – особое место. И любой, кто выходит на эту сцену, знает, что выходит он «после». После Вагнера и Берлиоза, Рахманинова и Скрябина, Шостаковича и Прокофьева, после Клемперера и Караяна. После Мравинского, Рихтера, Ростроповича. После великих, чьи имена не перечислить подряд. Это ответственно и для зрелых мастеров, что говорить о начинающих музыкантах! Им остается только помнить, что каждый великий когда-то тоже был на этой сцене дебютантом, и надеяться на то, что в хрустальных подвесках филармонических люстр сохранится и его история.
Проект реализован при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга.
Режиссер-постановщик: Евгений Попов
Автор сценария: Ольга Радвилович
В проекте приняли участие:
Варвара Галанова – режиссер игровых сцен
Заслуженный артист России Михаил Морозов — ведущий
6+
Related Images:
Главный редактор “Россия-онлайн”