Личные дела семьи Кшесинских – на портале Президентской библиотеки
К 150-летию Матильды Кшесинской Президентская библиотека представила в открытом доступе электронные копии личных дел служащих Дирекции императорских театров – Феликса Кшесинского, его жены Юлии Леде (Доминской) и их детей: Михаила, Юлии и Матильды.
Начиная с конца XVIII века вплоть до 1917 года Дирекция императорских театров управляла «зрелищами и музыкой» во всех императорских театрах Петербурга. Заключая контракт, артист «сдавал свою волю», а также все свои дарования и способности «ко благу и пользе императорских театров, в каком бы городе они ни были». О том, насколько прочно жизнь Кшесинских оказалась связанной с императорским театром, свидетельствуют уникальные архивные документы.
В «Деле о службе артиста балетной труппы Феликса Кшесинского» находятся несколько сотен документов, которые охватывают период с 1852 по 1905 годы – со дня приезда Феликса Кшесинского из Варшавы в Петербург и практически до самой его смерти. Официальные документы свидетельствуют о пятидесяти трёх годах служения петербургской сцене «лучшего исполнителя мазурки, а также венгерских и цыганских танцев». Из личного дела Феликса Кшесинского узнаём о его обещании перед Дирекцией императорских театров «танцевать пантомиму и иные роли во всех балетах, дивертисментах, где будет приказано»; об обязательстве иметь «городской гардероб от себя», а «костюмами довольствоваться от Дирекции»; о жалованье 800 рублей серебром одному из «первых танцоров» Петербурга.
Краткие сведения о жене Феликса Кшесинского Юлии Леде (Доминской), служившей в кордебалете, можно почерпнуть из «Дела о службе состоявшей при Cанкт-Петербургских театрах, уволенной с получением пенсиона, кордебалетной танцовщицы Юлии Леде», также находящемся на портале Президентской библиотеки.
Продолжателем дела своих родителей был Иосиф Кшесинский. «Корифей (солист кордебалета. – Прим. ред.) первого разряда», он служил в Мариинском театре с 1886 до 1928 года. Об этом свидетельствует «Дело о службе артиста балетной труппы Иосифа Кшесинского второго», представленное на портале Президентской библиотеки. Одновременно Иосиф Феликсович преподавал в Петербургском театральном училище (ныне Академия русского балета им. А. Вагановой), что подтверждает документ «Дело о допущении артиста И. Ф. Кшесинского к безвозмездному обучению танцам», в котором он просит принять его «в число членов благотворителей Императорского человеколюбивого общества», чтобы «безвозмездно обучать воспитанников в гимназии танцам».
Старшая сестра Матильды Кшесинской Юлия, или, как её называли, Кшесинская 1-я, также служила в Мариинском театре, где была украшением сцены, что подтверждается «Делом о службе корифейки второго разряда Юлии Кшесинской».
Послужной список Матильды, самой знаменитой представительницы рода Кшесинских, ведёт отсчёт с 1890 года, когда в возрасте 18 лет, после окончания Петербургского театрального училища, она поступает на службу в императорский театр. «Дело о службе артистки балетной труппы Матильды Кшесинской» иллюстрирует, насколько она была любима «фортуной и петербургской публикой». Все просьбы, изложенные безупречным почерком одной из первых красавиц Петербурга в официальных бумагах, молниеносно возвращались с положительным результатом. Так, например, в одном из прошений 1904 года, адресованном Дирекции императорских театров, Матильда Кшесинская сообщает о своём намерении ехать в Париж на один месяц вместе с артистами балетной труппы в составе 50 человек для выступлений с целью «сборов на военные нужды». Ответ Дирекции оказался категоричен: г-же Кшесинской было позволено выступать в Париже одной. Организация поездки 50 человек не была разрешена.
Другие многочисленные поездки балерины за границу также не возбранялись, так как г-жа Кшесинская, по свидетельству Дирекции императорских театров, всегда «возвращалась в срок».
В 1916 году уже не состоящая на службе в театре Кшесинская пишет письмо директору императорских театров Владимиру Теляковскому, в котором обращается с просьбой помочь «устроить» бенефис по случаю 25-летия её творческой деятельности: «Имя, которое я себе составила и отношение публики к моим спектаклям дают мне полное основание надеяться, что все охотно поддержат мой бенефис, дадут возможность отметить его добрым словом». Действительно, бенефис был вскоре «устроен и поддержан».
Электронные копии личных дел семьи Кшесинских, которыми располагает Президентская библиотека, содержат «Формулярные списки», в них указан перечень данных, касающихся места службы, а также вероисповедания, наличия штрафов и участия в судах. Эти «Формулярные списки» являются предшественниками современной трудовой книжки.
В личных делах хранятся прошения Кшесинских на оплачиваемые отпуска, которые, как и в наше время, составляли 28 рабочих дней.
Рапорты, прошения, объяснительные записки – эти, казалось бы, «невзрачные» документы, содержащие сведения о «движениях» занимаемых должностей, взысканиях, поощрениях, болезнях и выздоровлениях, требовании гонораров и опозданиях на службу, создают «бытовой портрет», в котором, несмотря на «обыденность повествования», явственно очерчены и эпоха, и судьба каждого из династии Кшесинских.
Электронные копии личных дел членов семьи Кшесинских, находящиеся в свободном доступе на портале Президентской библиотеки, будут интересны специалистам, а также всем, кому небезразлична представленная в частностях и деталях история русского балета.
Related Images:
Главный редактор “Россия-онлайн”