Наталия Красовская: американские лекала украинских пропагандистских комиксов
Массовый охват аудитории — обязательный аспект любой пропаганды. Часто её инструментами становятся максимально доступные широкой публике виды искусств, в первую очередь — кино. Однако, если мы говорим о воспитании подрастающего поколения в нужном идеологическом духе, то стоит вспомнить о комиксах. Уже второй век эти рисованные истории заметно влияют на формирование картины мира новых граждан.
Массовое искусство ориентировано, в первую очередь, на визуальное восприятие. Это позволяет понизить когнитивный ценз зрителя — его интеллектуальный и возрастной уровень, а значит — направить программирующее воздействие на самые внушаемые социальные группы. Влиять на несформированные умы, склонные к радикализму — одна из основных задач любых нечистоплотных пропагандистов.
Комиксы, зародившиеся как морализаторские картинки к Библии, за годы развития стали отточенным орудием внушения и пропаганды, в первую очередь, в США.
Супергеройские истории, с первого выпуска «Супермена» в тридцатых годах ХХ века, неизменно несли в себе сразу несколько функций. Они не только позволяли зрителю отрешиться от непривлекательной реальности, но и задавали очень конкретную картину мира. В сюжетах происходило безапелляционное разделение на белое и чёрное — сохраняющих «идеальный американский порядок» героев и жаждущих глобальных перемен злодеев.
Процесс формирования картины мира аудитории комиксов в США практически с самого начала находился под контролем пропагандистских агентств. Государству то и дело требовалось мобилизовывать и воодушевлять массы, внушать ненависть к противникам. Это было актуальной задачей
- во Вторую мировую,
- во время «Холодной войны»,
- в ходе военных действий американцев на Корейском полуострове,
- во Вьетнаме.
Комиксы в те времена отличали
- простота сюжетов,
- низкие требования к реалистичности происходящего,
- яркая картинка,
- чёткий эмоциональный посыл.
Всё это позволяло представлять американских солдат лихими героями, а их противников — выродками, заслуживающими позорной смерти.
Казалось бы, подобные расистские сюжеты в США ушли в прошлое. Но на протяжении последних 15 лет можно наглядно проследить, как лекала американских военно-приключенческих комиксов 1940-1950-х годов применяются украинской пропагандой. Причём, происходит это под несомненным кураторством западных специалистов.
Начало процессу положило осовремененное переиздание рисунков о деятельности Украинской Повстанческой Армии и «информационное» издание 2008 года «Убийство по заказу КГБ» о «трагической гибели» Степана Бандеры. Украинским детям принялись внушать, что русские — их непримиримые враги, нелюди, с которыми невозможно вести диалог.
В «первом национальном украинском комиксе» 2015 года «Украинские супергерои» команда из бывшего казака Кобзаря, Киборга из Луганска, Укропа — травника из Карпат — и студентки Веры боролась с двухголовыми орлами-людоедами и «колорадами». От «северного соседа» защищают Украину и «Хранители страны» в серии комиксов 2017 года. Эти современные украинские супергерои носят имена легендарных основателей Киева: Кий, Щек, Хорив и Лыбедь.
Художественная составляющая «Хранителей» оставляет желать лучшего, продолжая традиции американского военно-приключенческого жанра. Его художественные свойства всегда слабо интересовали правительственного заказчика. Но комикс «Воля», первый том которого вышел в том же 2017-м, — это уже коммерческий проект, выполненный на очень высоком уровне.
«Волю» отличает качественная полиграфия и трендовый сюжет в жанре альтернативной истории, в котором победа украинской армии над большевиками в 1918 году и возвращение «исконно-украинских земель» образует великую европейскую Украинскую державу. «Альтернативный» сюжет уверяет читателя в непобедимости украинской армии и максимально дегуманизирует противника. Русские в комиксе — не нация, а мерзкая потусторонняя нечисть, которую можно только уничтожать.
К примеру, злобные призраки Николая II и его дочери насылают призрачную белогвардейскую армию на «украинский» Ростов-на-Дону. Вдобавок, столь же «альтернативные» псевдоисторические сноски в издании закладывают искажённые представления о реальной роли Украины в мировой истории и отрицают все признанные достижения России.
В современном нейролингвистическом программировании распространена логическая структура «Пирамида Дилтса». В ней шесть уровней:
Окружение — Поведение — Способности и возможности — Убеждения и ценности — Идентичность — Миссия.
При этом, решение проблемы всегда находится на один-два уровня выше её самой. То есть, чтобы изменить ценности и убеждения украинцев или сформировать их новую идентичность, пропаганде необходимо переписать национальную идентичность и миссию. Комиксы — действенное орудие и для этих целей.
В 2018 году на Украине был выпущен и распространён по учебным заведениям и библиотекам комикс «Приключения Никитки». Сюжет прост: мальчик из прифронтового посёлка после похищения родителей бойцами ЛНР попадает к украинским военным, которые спасают и воссоединяют семью. «Отрицательные» русские и «положительные» украинцы противопоставляются абсолютно на всех уровнях Пирамиды Дилтса.
Русские некрасивы и неопрятны, пьют и носят на шее арафатку. От этого, кстати, становится ещё очевиднее, что к созданию комикса приложили руку американские специалисты, которым близок отрицательный образ «террористов» из Ирана и Афганистана. В то же время украинские военные в «Приключениях Никитки» мужественны, спортивны, аккуратны.
Русские в комиксе ведут себя как подлецы и трусы, которые бомбят мирные сёла, а украинцы представлены блестящими профессионалами и благородными защитниками. В исторических заслугах и способностях россиянам тоже отказано. На приведённой в комиксе карте в составе Киевской Руси указаны, помимо Киева, Переяславль, Владимир, Чернигов, Смоленск, Новгород, а на месте Москвы изображены первобытные люди у костра, вокруг которых ходят медведи. Этот стереотип — ещё одна отсылка к западным вдохновителям проекта. Противопоставляются и убеждения сторон: именно России в комиксе приписывают утверждение, что западные и восточные украинцы — два разных народа. Притом, что в реальности поиски «тайных москалей» в своих рядах свойственны именно украинцам.
То есть, на уровне «Идентичность» «Приключения Никитки» формируют у украинских детей представление о том, что украинцы — наследники могучей Киевской Руси и потомки казаков — героических свободолюбивых воинов. «Миссией» же народа при таких предпосылках становится оборона родной земли от иноземных захватчиков. Но борьба, как миссия украинской нации, требует врага, на роль которого задолго до СВО и была назначена Россия.
Показательно, что большая часть перечисленных проектов нацелена преимущественно на детскую и молодёжную аудиторию. Они ещё и распространялись киевской властью по образовательным учреждениям и библиотекам, в том числе — на русском языке в юго-восточной части Украины. По заявлениям авторов, все выше названные комиксы призваны воспитывать подрастающие поколения в духе патриотизма. Но то, что украинский патриотизм предлагается выращивать из ненависти к ближайшему соседу, с которым Украину связывают столетия общей истории, не оставляет сомнений в западных источниках вдохновения для этих проектов.
Автор: Наталия Красовская— кандидат психологических наук, член российской ассоциации политических наук
Первоисточник https://www.pravda.ru/society/1795749-proverennye_tekhnologii_amerikanskie_lekala/
Related Images:
Главный редактор “Россия-онлайн”