Почему ОСАГО у молодых водителей дороже, и зачем оно им?
ОСАГО — это обязательное страхование автогражданской ответственности, позволяющее пострадавшему получить выплату от страховой компании виновника ДТП. Полис ОСАГО покрывает стоимость ремонта до 400 000 рублей при ущербе автомобилю и до 500 000 рублей в случае причинения вреда жизни и здоровью людей. Как уже понятно из расшифровки аббревиатуры ОСАГО, каждый водитель обязан оформить этот полис, а за его отсутствие положен штраф. Тем не менее порой молодые и начинающие водители отказываются от страхования своего автомобиля, аргументируя это высокой ценой.
Для начала, разберемся, какие факторы влияют на конечную стоимость ОСАГО:
Базовый тариф страховой компании
Коэффициент территории
Коэффициент бонус-малус, он же КБМ (чем больше стаж безаварийной езды, тем выше скидка по ОСАГО)
Коэффициент ограничения (коэффициент, зависящий от количества водителей, которые могут управлять авто, страховка «мультидрайв» всегда дороже обычной)
Коэффициент возраста и стажа
Коэффициент мощности двигателя автомобиля
Коэффициент сезонности (зависит от того, сколько месяцев в году используется транспортное средство)
У начинающего водителя может возникнуть вопрос: почему же возраст и стаж так сильно влияют на стоимость страховки?
Статистика показывает: чем меньше возраст и стаж водителя, тем чаще он становится виновником ДТП. Из-за этого молодым и неопытным водителям страховка обходится дороже. Водители до 25 лет становятся участниками ДТП в 2,1 раза чаще, а в возрасте 25–40 лет – на 2% реже. Такие данные приводит ЦБ РФ, при этом автомобилисты, кому больше 40 лет, попадают в аварии на 35% реже, чем в среднем по России. Более того, по мнению доцента кафедры экономической теории РЭУ им Г.В. Плеханова Олега Чередниченко, именно начинающим водителям в первую очередь необходима страховка автомобиля ввиду высоких рисков, связанных с недостаточным опытом вождения и отсутствием четко отлаженных навыков.
«Даже при текущих тарифах цена полиса ОСАГО – лишь малая часть в общей стоимости владения и эксплуатации личного автотранспорта, – отметил Чередниченко. – Ежегодные затраты на топливо, техобслуживание, ремонт и другие нужды у среднестатистического автовладельца составляют десятки, а то и сотни тысяч рублей. Таким образом, оплата полиса ОСАГО – это «капля в море» по сравнению с прочими расходами».
А если молодой, начинающий водитель все-таки решит пренебречь оформлением ОСАГО? В таком случае его ждет штраф согласно ст.12.37 КОАП РФ в размере 800 рублей при полном отсутствии полиса и 500 рублей, если водитель по какой-либо причине не смог его предъявить. Кроме того, в случае ДТП нарушителю придется платить за ремонт обоих автомобилей, а с учетом возрастающих цен на автозапчасти, экономия на страховке получается финансово нецелесообразной: стоимость полиса ОСАГО для новичка начинается от 12 тыс. рублей (верхний предел зависит в том числе и от мощности авто) , в то время как средняя выплата по страховой в сентябре 2023 года по данным Российского Союза Автостраховщиков (РСА) достигла 100 тыс. руб.
Конечно, в первые годы водительского стажа полис страхования будет стоить дороже, чем у опытных безаварийных водителей, однако со временем она будет дешевле, если водитель не будет становиться виновником аварии. Молодым автомобилистам нельзя забывать о том, что ежегодная разовая плата может уберечь от долгих судебных разбирательств, а также серьезных затрат в будущем. С учетом невысокого уровня доходов, например, у студентов, это является ключевым преимуществом ответственного подхода к ОСАГО. Более того, как следствие неуплаты долгов после ДТП (если сумма накопилась более 20 тыс. рублей), при наличии исполнительного листа приставы имеют право изъять машину.
Related Images:
Главный редактор “Россия-онлайн”