Остановить нельзя развивать: на форуме «Инфраструктурные инициативы бизнеса» обсудили модернизацию городского электротранспорта
Как повысить эффективность концессионных проектов в общественном транспорте? Какие законодательные и административные нововведения для этого необходимы? Как масштабировать опыт успешных проектов? Ответы на эти и другие вопросы искали участники форума.
9 февраля в Москве прошел ежегодный форум «Инфраструктурные инициативы бизнеса». Его цель – выработать предложения по повышению инвестиционной привлекательности инфраструктурных проектов.
В рамках форума состоялась сессия «Концессии в общественном транспорте», участником которой стали эксперты отрасли и представители региональных администраций. Также с докладом выступил заместитель генерального директора ООО «Группа Мовиста» Андрей Федоров. Он поделился опытом компании в реализации концессионных соглашений в модернизации трамвайных систем и предложил инициативы, которые помогут масштабировать успешные практики.
Чтобы ускорить процесс модернизации ГЭТ и не допустить закрытия трамвайных сетей, эксперты «Группа Мовиста» выдвинули ряд инициатив. В части финансовой поддержки предлагается субсидировать капитальные затраты на инфраструктуру и подвижной состав в объеме от 30% до 50%, предусмотреть долгосрочное льготное кредитование по низким ставкам и обнулить НДС на перевозку пассажиров.
Что касается правовых изменений, эксперты предлагают предусмотреть возможность найма концессионером перевозчика (оператора) путем внесения изменений в 220-ФЗ, а также внести изменения в земельное законодательство по упрощению процедуры изъятия земельных участков для нужд концессии.
Говоря о технической поддержке, необходимо стандартизировать технические условия ресурсоснабжающих организаций в границах земельных участков в соответствии с типовыми решениями Минстроя России, предусмотреть возможность реконструкции тяговых подстанций без включения в объект концессионного соглашения и установить возможность обращения в Главгосэкспертизу России с проектно-сметной документацией при наличии федеральной поддержки. Кроме того, важно предусмотреть возможность использования коммерческих предложений от заводов-«монополистов» вместо федеральных единичных расценок для прохождения государственной экспертизы.
«В большинстве регионов России качество транспортного обслуживания не соответствует современным требованиям. В цифрах это довольно пугающе: более 75% подвижного состава старше 15 лет, а 80% инфраструктуры электротранспорта полностью изношено. Однако модернизация отрасли возможна с помощью концессий. Этот инструмент позволяет инвестору приводить в порядок инфраструктуру и закупать составы за счет привлеченного финансирования, а региону – расплачиваться с инвестором уже после ввода объекта в эксплуатацию, то есть «в рассрочку», – отметил Андрей Федоров. – На сегодняшний день в рамках Федеральной программы по модернизации городского электротранспорта «Группа Мовиста» успешно реализует проекты с использованием механизмов концессий в Курске, Перми, Липецке, Ярославле и Красноярске».
Заместитель генерального директора «Группы Мовиста» поделился промежуточными результатами проектов. На начало февраля уже поставлено 67 новых трамвайных вагонов и реконструировано 37,5 км трамвайных путей. Всего же в рамках проектов планируется провести реконструкцию 214,9 км трамвайных путей, 32 тяговых подстанций, 5 трамвайных депо и поставить 209 трамвайных вагонов. Общий инвестиционный бюджет составляет 87,6 млрд рублей.
Андрей Федоров пояснил, что всего в Программе по модернизации ГЭТ, запущенной Правительством России в 2021 году, участвуют 10 городов, и она уже показывает свою эффективность. Модернизация трамвайной сети благоприятно скажется на качестве жизни жителей города, качестве транспортного обслуживания, привлечении инвестиций, улучшении экологии, а также на развитии новых городских районов.
Related Images:
Главный редактор “Россия-онлайн”