21.02.2024

Эксперты: поможет ли ИИ устроить личную жизнь?

Эксперты: поможет ли ИИ устроить личную жизнь?

Искусственный интеллект (ИИ) стал помощником людей почти во всех сферах жизни: он пишет коды для программистов, создает рекламные ролики и даже ассистирует хирургам. Недавно выяснилось, что с помощью него человек может устроить личную жизнь.
Этим и воспользовался житель Москвы Александр Жадан, который настроил ChatGPT так, чтобы тот заводил романтические знакомства с женщинами. В течение целого года система «общалась» с 5239 девушками. Поиск кандидаток проходил по ряду параметров: в частности, они должны были проживать не более чем в 20 км от Москвы или Санкт-Петербурга, иметь как минимум две фотографии в профиле, а в информации о себе они не должны были указывать знак Зодиака и вероисповедание.

По словам Жадана, он бы справился с поиском будущей жены и сам, однако на это у него ушло бы больше времени и денег. Так, на разработку проекта было потрачено 120 часов и 130 тыс. рублей, еще 200 тыс. рублей — на рестораны. При этом, согласно его подсчетам, на поиск избранницы без помощи ИИ у него ушло бы целых пять лет и 13 млн рублей.

Нужно отметить, что знакомства — одна из самых технологически продвинутых сфер в онлайне. Еще 5-7 лет назад алгоритмы на сайтах знакомств подбирали пары с учетом тех или иных параметров, в том числе уровня дохода, нейросети сличали живые снимки с фотографиями, чтобы выявлять фальшивые профили, и многое другое. Но общаться пользователям все же приходилось самостоятельно.

Многие эксперты поднимают вопрос об этичности общения с людьми с помощью чат-ботов. Определить границы допустимого пока сложно. Несмотря на то, что избранница Жадана положительно отнеслась к тому, что переписку с ней вел робот, однако для многих это может быть неприятно.

«В современном мире одна из самых ценных валют — время. Точнее, время и внимание. Поэтому оптимизация процесса поиска партнера или партнерши для отношений кажется неплохой идеей, в том числе потому, что для некоторых знакомства — настоящее мучение. И таких людей, которые страдают от одиночества, очень много», — говорит эксперт по цифровым сервисам в сфере ментального здоровья и психотерапевт платформы Alter Маргарита Спасская.

Здесь есть еще одна проблема: нейросеть, хотя и может генерировать наиболее подходящие ответы, однако соответствовать индивидуальному стилю коммуникации человека она пока не способна. Соответственно, и при личном общении чат-бот помочь не сможет. «Даже если нейросеть помогла человеку произвести хорошее первое впечатление на потенциального партнера — что, безусловно, важно, и кому-то именно этот этап дается непросто — в дальнейшем многое будет зависеть от собственных навыков коммуникации либо готовности развивать их на ходу», — резюмировала эксперт.

С этим согласен заведующий лабораторией искусственного интеллекта, нейротехнологий и бизнес-аналитики РЭУ им. Г.В. Плеханова Тимур Садыков. По его мнению, технологический подход вполне работоспособен и успешно применяется для автоматизации работы сотрудников отдела кадров, однако в деликатной сфере межличностного общения все намного сложнее. «Никакая существующая сегодня языковая модель не может быть цифровым двойником психики конкретного человека даже после дообучения и управления настройками. Потому вполне вероятна ситуация, когда вторая сторона автоматизированного знакомства, поддавшись очарованию эрудированного, корректного и остроумного чат-бота, окажется разочарована его косноязыким реальным прототипом, — говорит он. — Все станет еще сложнее, если на путь автоматизации процесса знакомства встанут обе стороны с целью отсеять большое число малоперспективных кандидатур. С высокой вероятностью чат-боты, представляющие реальных пользователей, остановятся на разных вариантах, и знакомство людей просто не состоится».

Еще одна проблема с самообучающимися системами заключается в том, что программы с ИИ учатся на готовом наборе данных, то есть на некотором наборе опыта, который передается машине. На основании этих данных она моделирует поведение, поначалу действительно малоотличимое от ее живого исходника.

«По версиям многих словарей выражением прошедшего года стал искусственный интеллект. Действительно, возможности генеративных сетей настолько впечатляют, что провоцируют размышления и исследования в абсолютно разных сферах относительно того, как с их тотальным приходом изменится мир. Несомненно, есть и предположения о том, насколько ИИ сможет вмешаться в ткань социальности и трансформировать основы его устройства. Так, еще лет пятнадцать назад сложно было предположить, что основной объем деловых коммуникаций не будет задействовать голосовых переговоров, а сможет ограничиться текстовыми сообщениями. Для поколений до 26 лет в принципе противоестественным является звонок, а в нормы приличия крепко вошла необходимость извиниться за голосовое сообщение – им вполне достаточно текста.

В этом смысле развитие ИИ в принципе убирает необходимость взаимодействия с человеком хотя бы для решения бытовых вопросов. В таких условиях нормы социальности действительно могут трансформироваться – не сложно представить ситуацию, когда для обычных бесед можно натренировать помощника с искусственным интеллектом. Проблема с самообучающимися системами заключается в том, что программы с ИИ учатся на готовом наборе данных, то есть на некотором наборе опыта, который передается машине. На основании этих данных она моделирует поведение, поначалу действительно мало отличимое от ее живого исходника. Но мы, как социальные единицы, постоянно накапливаем новый опыт – причем нелинейным способом. События нашей жизни и их влияние на наше поведение сложно предсказать даже искусственному интеллекту. Таким образом, обученный нами алгоритм развивается так, будто нового опыта мы вовсе не получаем – не взрослеем, не сталкиваемся с трудностями и радостями, с новыми людьми и книгами, которые меняют нас незаметно день ото дня. Машинка искусственного интеллекта, конечно, тоже развивается – обучается на основании того опыта, что получает она при взаимодействии с другим рядом событий в виртуальной жизни. Таким образом, с течением времени мы получаем не «будущих нас», а некую версию нашей жизни, которая могла бы быть, если бы мы не менялись или бы жили только онлайн. Другими словами, натренированные двойники, конечно, могут обладать схожим с нами профилем. Но для их параллельного развития необходимо постоянно догружать модель данными из нашей жизни, а не жизни онлайн.

Конечно, ИИ в некотором смысле ставит вызов социальности, способен усугублять проблему цифрового одиночества и снижать адаптивность самого человека к естественной среде. Но пока что рассчитывать, что он сможет избавить от социальных взаимодействий всех, кто хотел бы делегировать эту часть человеческой жизни машине, не стоит», — отмечает вице-президент по стратегии и новому бизнесу КРОС Ксения Касьянова.

Согласно прогнозам MarketsandMarkets, глобальная индустрия разговорного ИИ к 2026 году вырастет до 18,3 млрд долларов. Для сравнения: этот показатель в 2021 году равнялся 6,8 млрд долларов. Вместе с тем современные нейросети несовершенны, а их ошибки и сбои могут принести большие проблемы. Так, канадские лингвисты из Университета Ватерлоо провели эксперимент с моделью GPT-3 на ее устойчивость к теориям заговора, стереотипам, заблуждениям и противоречиям. В результате она одобрила до 26% ложных утверждений. Например, если пользователь будет утверждать, что Земля плоская, система может с ним согласиться.

Related Images:

Олеся

Главный редактор “Россия-онлайн”

Ссылки на автора:

Темы новости

Все новости лентой

за 22 ноября 2024 года