В России дети продолжают погибать от менингококковой инфекции: что делать?
Каждый месяц в нашей стране регистрируются случаи гибели детей от менингококковой инфекции. Только за последние недели трагедия случилась в Ростове-на-Дону, была зафиксирована вспышка заболеваемости в Республике Коми. И далеко не все случаи получают огласку. По мнению экспертного и пациентского сообщества, взять ситуацию с менингитом под контроль возможно только при помощи внедрения плановой вакцинации: такая мера уже показала свою эффективность в ряде российских регионов. Кроме того, согласно проведенному опросу, большинство родителей детей до 6 лет и тех, кто готовится ими стать, (82,2%) считают необходимым или желательным включение прививки против менингококковой инфекции в Национальный календарь профилактических прививок (НКПП).
Тем не менее, пока такая вакцина в НКПП отсутствует. О важности принятия оперативных мер по борьбе с менингитом говорили участники круглого стола «Менингококковая инфекция как критически важная задача отечественного здравоохранения», организованного Всероссийским союзом пациентов.
По данным Роспотребнадзора, в 2022 году наблюдалось увеличение заболеваемости генерализованной формой менингококковой инфекции в два раза по сравнению с 2021 годом. На 16% выросла заболеваемость менингококковой инфекцией в январе – мае 2023 г. по сравнению с аналогичным периодом 2022 г.
Все дети, погибшие от менингококковой инфекции, не были привиты от неё, — рассказал Юрий Лобзин, д.м.н., профессор, академик РАН, президент ФГБУ «Детский научно-клинический центр инфекционных болезней ФМБА», главный внештатный специалист по инфекционным болезням у детей Минздрава РФ. По словам академика, менингококк занимает первое место среди причин смерти у детей от инфекционных причин. Он подчеркнул, что это единственная инфекция, которая может унести жизнь ребенка меньше, чем за сутки, и поэтому нельзя допустить возрождения этой вакциноуправляемой болезни.
«Летальный исход в первые 24 часа от начала генерализованной формы менингококковой инфекции фиксируется более чем в 60% случаев», — рассказала Алла Вильниц, д.м.н., заведующая научно-исследовательским отделом интенсивной терапии неотложных состояний ФГБУ «Детский научно-клинический центр инфекционных болезней ФМБА». «Это связано с тем, что стремительно развиваются внутричерепные и внечерепные патологии, каждая из которых сама по себе уже может приводить к летальному исходу, – говорит она. – Терапия острого периода инфекции и гнойного менингита требует наличия высокотехнологичного оборудования, дорогостоящих медикаментов и расходных материалов, наличия квалифицированного персонала, привлечения смежных специалистов. Применение современных методов терапии позволяет снизить летальность, но, к сожалению, не предотвращает инвалидизацию. Последствия заболевания крайне тяжелые – физические, неврологические, психологические». При этом, по словам Юрия Лобзина, стоимость лечения одного случая может достигать 20 млн рублей.
Related Images:
Главный редактор “Россия-онлайн”