Анализ рынка франчайзинга-2024 в России
Бизнес-портал «БИБОСС» опубликовал подробное исследование российского рынка франчайзинга – рейтинг Топ-100 франшиз России. Это первый рейтинг франшиз в России, который обновляется ежегодно с 2012 года.
Рейтинг 2024 года составлялся по итогам 2023 года. Согласно собранным данным, за 2023 год в России по системе франчайзинга было открыто более 8000 предприятий. Из них более 4200 в сумме открыли франшизы, вошедшие в топ-100 франшиз – то есть, франшизы из сотни лучших открывают в среднем по 40 предприятий в год. В 2023 году эта цифра выросла по сравнению с 2022 на 20% – год назад те же самые франшизы сумели открыть около 3500 новых предприятий. Суммарный размер сетей топ-100 франшиз России составляет более 30 тыс. предприятий, из чего можно сделать вывод, что нормальные темпы роста для хорошей франшизы – примерно 10-15% прироста в год, при размере сети более 300 предприятий.
Нужно отметить, что франчайзинг в России подорожал. В прошлом году средние инвестиции в открытие бизнеса среди топ-100 франшиз России составляли 3 885 000 рублей. В этом году средние инвестиции выросли до 5 775 000 рублей.
Поменялось и распределение франшиз по сумме инвестиций – год назад больше половины рейтинга умещалось в ценовой диапазон до 2 миллионов рублей. В этом году мы видим, что лишь 36 франшиз из 100 можно открыть, имея на руках 2 или меньше миллиона рублей. Для комфортного старта бизнеса в 2024 году, судя по результатам рейтинга, желательно иметь возможность инвестировать от 3-5 миллионов рублей.
Интересная инновация рейтинга: в него внедрены блокчейн-технологии, а участники уже второй год получают дипломы в виде NFT карточек, что является уникальным явлением для подобных мероприятий в России. Благодаря технологии блокчейна, каждый диплом является неизменным, что делает его более ценным и верифицированным документом для владельца. Компании-победители могут использовать эти дипломы в своих маркетинговых материалах, на сайтах, а также в социальных сетях с поддержкой NFT, например в VK.
Новинки и тенденции рынка франшиз-2024
В этом году в отдельную категорию рейтинга выделили франшизы детского образования. Это настоящий прорыв года! Сразу 10 компаний вошли в этот список – среди них языковые школы, развивающие центры и детские сады, школы программирования, инженерии и робототехники. Можно с уверенностью заявить, что детское образование, в том числе спортивное – это очень активно развивающийся рынок. Это же подтверждают и статистические данные – представленные в рейтинге детские франшизы в 2023 году смогли открыть на 30% больше новых предприятий по сравнению с 2022 годом, то есть их темпы открытий опережают общие показатели рынка. При этом доля закрытий у них также меньше и составляет в среднем 11% от открытий – то есть соотношение в 2 раза лучше, чем в среднем по рынку.
Медицинские лаборатории, напротив, показывают отрицательную динамику. В 2021 году, на фоне пандемии COVID-19, всю первую тройку рейтинга франшиз заняли медицинские лаборатории. Сейчас количество открытий уменьшается год от года после бума 20-21 годов, а количество закрытий, напротив, растет. Некоторые представители этой отрасли за год закрыли больше франшиз, чем открыли новых – то есть у них наблюдается уменьшение общего размера франчайзинговой сети. Если обращаться к статистике, то мы видим, что в среднем темпы открытий в 2023 году у медицинских лабораторий снизились практически в 2 раза, при этом соотношение открытий и закрытий составляет в среднем 10:9 – то есть закрывается практически столько же предприятий, сколько открывается новых.
Наблюдается бум компьютерных клубов для киберспорта. Многие помнят компьютерные клубы конца 90х — начала 2000х. Это было время, когда клубы еще были действительно клубами, в которые приходили играть в компьютерные игры – позже значительная часть из них перепрофилировалась в места, где можно воспользоваться доступом в сеть интернет, набрать и распечатать какие-то документы, найти необходимую информацию. Сейчас история пошла по спирали и на рынке наблюдается просто лавина открытий новых компьютерных клубов, ориентированных именно на киберспортсменов. Такие бренды, как Colizeum и Cybex:X имеют сети, насчитывающие не одну сотню заведений – это впечатляющий результат, учитывая, что инвестиции в открытие компьютерного клуба начинаются от 5-10 миллионов рублей, и легко могут перевалить за несколько десятков, а то и сотню миллионов для клубов с киберспортивной ареной, на которой можно проводить крупные турниры и мероприятия.
Стабильность в сегменте франшиз общественного питания. Общественное питание – это бизнес, который год из года занимает большое количество мест в топ-100. В 2024 году второй раз выделяются в отдельные категории суши и кофейни – вместе с ними из категории питания у нас в топ-100 целых 20 франшиз.
Обратите внимание на разброс инвестиций в этой категории – каждый предприниматель сможет выбрать франшизу по своим возможностям, ведь необходимые суммы колеблются от 450 000 рублей за небольшой ларёк с мороженым 33 Пингвина до десятков миллионов рублей за ресторан Гриль №1 или службу доставки Farfor. У этой категории самый высокий процент повторных открытий действующими партнерами – более 57% открытий совершается предпринимателями, уже открывавшими ранее эту же франшизу. Показатель закрытий же, в свою очередь, ниже среднего и составляет около 17% от новых открытий.
Можно быть уверенным в том, что в отличие от компьютерных клубов или медицинских лабораторий, кафе, рестораны, фаст-фуд и службы доставки всегда будут востребованы населением.
Также наблюдается уменьшение количества франшиз магазинов одежды и обуви. Если посмотреть историю, то в топ-100 2020 года было представлено 7 франшиз магазинов одежды. В 2021 году, после пережитого года ковидных ограничений, в рейтинге осталось всего 5 таких франшиз. В 2023 году, после массового исхода международных брендов из России, в топ-100 смогла попасть только 1 франшиза магазинов детской одежды Gulliver, и в этом году тенденция сохранилась – в сотне лучших единственная франшиза магазинов одежды, только не детской, а женской — Elis. Экспертная комиссия связывает это с массовыми ребрендингами на этом рынке, и ожидает возвращения крупных сетей франшиз одежды в топ-100 в рейтинге следующего года.
Related Images:
Главный редактор “Россия-онлайн”