«Рейтинг городов России по развитию платного парковочного пространства»
Вышел третий выпуск рейтинга городов России по развитию платного парковочного пространства
Компания «Дорнадзор» проанализировала уровень развития зон платных парковок в городах России и составила рейтинг развития парковочного пространства. Исследование выходит уже третий год подряд.
В этом году рейтинг включил в себя 38 городов с уже действующими платными парковками, в том числе Москву и Санкт-Петербург. Это на 14 городов больше, чем в прошлом году — впервые в периметр исследования вошли города с населением менее 200 тысяч человек, а также города, точечно использующие плоскостные парковки. Но основной рост произошел за счет городов, внедривших платные парковочные пространства в последние месяцы.
Для составления рейтинга исследовались пять групп показателей: физическая доступность, транспортные эффекты, финансовая эффективность, удобство и развитие системы платных парковок. В рейтинг вошли города, в которых измеряют и отслеживают эти показатели, а место в рейтинге во многом определялось полнотой представленной информации.
Стоит отметить, что пятерка лидеров осталась прежней, хотя занятые ими места поменялись и распределились так:
- Москва. Первое место удерживается столицей с 2022 года.
- Краснодар. Пятое место в 2023 году. Поднялся на 3 позиции (вернулся к уровню 2022 года).
- Казань. Четвертое место в 2023 году. Поднялся на 1 позицию.
- Белгород. Третье место в 2023 году. Опустился на 1 позицию.
- Санкт-Петербург. Второе место в 2023 году. Опустился на 3 позиции.
В десятку городов с лучшими парковочными пространствами также вошли Пермь, Сочи, Чебоксары, Ялта и Нижний Новгород. При этом в Сочи платные парковки появились только осенью прошлого года, и они стали самыми эффективными среди недавно организованных. А достижения Ялты доказывают, что и в небольшом городе можно создать качественное платное парковочное пространство. Достойное для себя 22-е из 38 возможных мест занял Суздаль — самый маленький город с муниципальными платными парковками в стране (9 тыс. жителей) запустил парковочное пространство в декабре 2023 года. В городе созданы отдельные парковочные места для резидентов, туристических автобусов и такси.
Помимо Сочи, Суздаля и Ялты в рейтинге впервые участвуют еще 11 городов — Барнаул, Волгоград, Дербент, Калининград, Липецк, Ржев, Пенза, Симферополь, Смоленск и Ярославль.
На изменение позиции в рейтинге больше всего повлияло увеличение зоны платных парковок и введение гибкой ценовой политики и цифровых способов оплаты. В Перми за год совершили наибольший рывок —город поднялся с 16-го места на шестое за счет расширения зоны платной парковки. Автомобилисты Перми — самые сознательные: город отличает самое маленькое число штрафов относительно количества транзакций. Чебоксары, поднявшиеся с 14-го места на восьмое, можно назвать «цифровым городом» — здесь выявлен самый высокий процент оплат с помощью интернет-ресурсов.
В Казани для удобства пользователей разработано собственное мобильное приложение, а на горячей линии внедрен роботизированный помощник, позволяющий пользователям получить ответы на вопросы о режиме работы парковок, способах оплаты, льготах и штрафах. Вернувшийся на второе место Краснодар в 2024 году город уделил особое внимание применению стационарных комплексов фотофиксации, увеличил количество парковочных мест, обновил оборудование и программное обеспечение на ряде плоскостных парковках, установил камеры распознавания ГРЗ в автоматическом режиме.
Екатеринбург улучшил свои результаты в 1,4 раза за счет проведенной доработки тарифов и обновления оборудования. Баллы Владивостока значительно выросли по сравнению с 2023 годом за счет транспортных эффектов: оборачиваемости и средней загруженности парковочных мест в течение дня. Единственным городом, набравшим баллов меньше прошлогоднего уровня, стал Нижний Новгород: снижение произошло за счет низких штрафов и невыгодных абонементов.
Исследователи отметили актуальные тренды развития платных парковочных пространств. Первый из них — динамические тарифы, при которых стоимость парковки меняется в зависимости от загруженности конкретной парковочной зоны. Пока эта технология тестируется в Москве.
Другой тренд — распространение функции постоплаты платных парковок: горожане, которые забыли оплатить парковку, могут оплатить ее в течение текущих суток, не опасаясь получить штраф. С ноября 2023 по сентябрь 2024 года она появилась еще в девяти городах России: Волгограде, Дербенте, Краснодаре, Липецке, Махачкале, Ржеве, Ростове-на-Дону, Сочи и Суздале. До этого постоплата начала действовать в Белгороде, Воронеже, Калуге, Перми, Рязани, Твери, Туле, Тюмени и Чебоксарах.
Еще одним полезным инструментом при организации платных парковок стали выгодные короткие абонементы, предполагающие возможность припарковаться на платной парковке в течение дня или недели за фиксированную стоимость. Подобные тарифы реализованы в Перми, Рязани, Твери, Чебоксарах, Ялте и позволяют повысить общую доходность системы в 1,5–2 раза относительно средних по стране значений.
Новой тенденцией стало внедрение платных парковок в небольших городах численностью до 200 тыс. жителей — к ним относятся три туристических города в Европейской части России: Дербент, Ржев и Суздаль.
Лидирующие позиции по уровню доходов от платных парковок занимают города из топ-3 рейтинга — Москва, Казань и Санкт-Петербург, а также Новороссийск.
«Платные парковки — это один из первых шагов к улучшению дорожного движения в мегаполисах, поэтому интерес к вопросу внедрения платности только растет. Наше исследование по праву становится настольной книгой для администраций городов, ведь оно содержит не только рейтинг, но и практические рекомендации, ответы на сложные вопросы, возникающие в ходе проекта. Мы видим, что города не стоят на месте — внедряют новые технологии и меняют подходы к организации системы платности. Наш Рейтинг тоже стремительно меняется — в этом году мы существенно переработали показатели системы оценки городов, а также сняли ограничительные барьеры по численности населения городов и количеству платных парковок» — рассказала Ирина Рыкова, главный редактор рейтинга. технический директор компании Дорнадзор.
Подробнее о рейтинге, исследуемых показателях, способах организации парковок и работе с населением — в полной версии отчета.
Related Images:
Главный редактор “Россия-онлайн”