Личные дела знаменитых балерин на портале Президентской библиотеки
7 февраля отмечается Всемирный день балета. Электронные копии уникальных архивных документов, фотографий, раритетных изданий, видеолекции, посвящённые становлению балетной школы в России, представлены на портале Президентской библиотеки.
«Танцевание, которое философы определяют наукою телодвижений, есть без прекословия одно наидревнейшее из преизящных художеств», – таким эпиграфом из Танцевального словаря 1790 года начинает своё исследование историк балета Александр Плещеев. В издании «Наш балет. (1673–1899)» он рассказывает об искусстве танца в России до начала XIX столетия и балете в Санкт-Петербурге до 1899 года, монография включает 180 рисунков и портретов известных танцовщиков и балетмейстеров.
Александр Плещеев пишет: «колыбелью нового балета была Италия. Родиною его в современном, поэтическом смысле считают Францию, где ему придали характер фантастический и мифологический; творец французского балета, некто Бальтазарини, впоследствии носивший имя де-Божойе, – чистокровный итальянец, привезённый из Италии Екатериною Медичи, которая назначила его вскоре своим камердинером. Он обладал замечательными музыкальными способностями и сделался распорядителем всех праздников,и спектаклей при дворе».
На российскую сцену хореографическое искусство «в первобытном виде проникает при царе Алексее Михайловиче Романове» (1629–1676), хотя существуют сведения, что ещё при его отце Михаиле Фёдоровиче какой-то «канатный плясун учил танцевать». До этой поры на Руси процветали только национальные пляски, водились хороводы, «торжествовали скоморохи да шуты и раздавались разгульные песни». В 1673 году «был впервые дан балет» – об истории Орфея и Эвридики. Перед началом спектакля царю Алексею Михайловичу были сказаны «приветственные куплеты на немецком языке».
Сын Алексея Михайловича, император Пётр I, любил принимать участие в танцах и учил танцевать других. Современники императора говорили, что он «выделывал такие каприоли, которые составили бы честь лучшим европейским балетмейстерам того времени».
Художественные вкусы публики быстро развивались при Екатерине II. Балет в то время являлся ещё и дополнением к опере. После каждого акта оперы следовал балет. Балетные артисты выражали посредством мимики и пантомимы то, что перед тем распевали певцы, и публика часто предпочитала хороший балет слабой опере.
Царствование императора Александра I стало продолжением того счастливого расцвета искусства, который начался при Екатерине II. Многих поэтов Александровского времени «вдохновляла русская Терпсихора». Особенно ярко выделяется фигура Карла Дидло, которому Александр Сергеевич Пушкин «воздвиг вечный памятник» в поэме «Евгений Онегин»: «Там и Дидло венчался славой; / Там, там, под сению кулис/, Младые дни мои неслись».
Карл-Людовик Дидло приехал в Петербург в сентябре 1801 года в качестве танцовщика, балетмейстера и учителя театральной школы. Его дебют перед петербургской публикой был во всех отношениях удачным. Присутствие Дидло на русской сцене настолько преобразовало балет, что всю историю развития хореографического искусства в России можно разделить на две эпохи: до приезда Дидло и после него. На русской сцене он поставил более 20 балетов, и «современники затруднялись сказать, какой из них был лучшим». Всё, что создавал Дило, «было превосходно». При нём на сцене блистали танцовщицы Настасья Новицкая, Марья Иконина, Наталья Лихутина, Екатерина Телешова. «Украшением балетной труппы» называли Авдотью Истомину, которой восхищался Пушкин, «мастерски изобразив её» в «Евгении Онегине»: «Блистательна, полувоздушна/, Смычку волшебному послушна».
«Наш неутомимый балетмейстер», – так называли современники ещё одну из ярких фигур петербургской балетной сцены Мариуса Ивановича Петипа. Интересные факты о его жизни и работе в России собраны в архивных документах Дирекции императорских театров. В деле о службе балетмейстера Мариуса Петипа представлены сведения не только о творческой, но и о личной жизни артиста. Например, паспорт, по которому он проживал в России, его прошение о вступлении в брак с воспитанницей театрального училища, «а ныне танцовщицей Марией Суровщиковой». Поскольку Петипа являлся иностранным (французским) подданным, он должен был выполнить определённые условия для заключения брачного союза. Одно из основных – крещение родившихся в браке детей в православной вере. Будущие супруги Петипа письменно давали согласие на «вступление в брак на установленных законом правилах». В личном деле Петипа есть свидетельство о бракосочетании, которое состоялось в Петербурге 28 июня 1854 года.
В собрании библиотеки представлены личные дела известнейших балерин первой четверти XX века: Матильды Кшесинской, Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Агриппины Вагановой и других, собран богатейший изобразительный материал об артистах балета. Материалы о ведущих артистах балета, о репертуаре и хозяйстве Санкт-Петербургского Мариинского театра, представлены в архивных документах «Дирекции императорских театров Министерства императорского двора».
Интересные факты о служащих театров (вахтёрах, сторожах, танцовщиках кордебалета, бутафорах и других) собраны в подборке из более чем 3 700 личных дел за 1824–1917 годы. Надо отметить, что финансирование театров до 1917 года осуществлялось из средств Министерства императорского двора и уделов, глава которого был подчинён только государю.
На портале Президентской библиотеки также можно ознакомиться с виртуальным туром по выставке «285 лет русскому балету», подготовленной к юбилею Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой в 2023 году. В экспозиции представлены балетные туфли и театральные костюмы, книжные раритеты, подлинные афиши и фотографии, произведения живописи и скульптуры, личные вещи знаменитых выпускников академии. Есть и настоящие реликвии: корсаж сценического костюма Матильды Кшесинской, коробка для грима и сценические сапожки Анны Павловой, личные вещи Агриппины Вагановой, имя которой с 1957 года носит Академия Русского балета.
На портале Президентской библиотеки можно посмотреть запись видеолекции «Русская балетная школа: традиция и современность», где народный артист России, руководитель Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Николай Цискаридзе рассказывает о своём творческом пути. Также на портале библиотеки представлена видеолекция «Танец и судьба», посвященная творчеству народного артиста СССР и России, профессора Владимира Васильева.
Related Images:
Главный редактор “Россия-онлайн”