Индустрии туризма РФ к 2030 году потребуется от 0,5 до 2 миллионов новых работников
НИУ «Высшая школа экономики» и Московский международный образовательный салон (ММСО) представили совместное исследование по кадровой ситуации в туристической отрасли.
Индустрии туризма РФ к 2030 году потребуется от 0,5 до 2 миллионов новых работников.
Внутренний туризм России бьёт рекорды: в 2024 году, по предварительным оценкам, число поездок по стране выросло почти на 14%, превысив 91 миллион. На фоне роста турпотока приток инвестиций в сектор ежегодно растет на 12-14%, а вместе с ним — потребность индустрии в кадрах. Эксперты НИУ «Высшая школа экономики», РУДН и представители туриндустрии обсудили перспективы кадрового потенциала отрасли в ходе Московского международного салона образования (ММСО).
ММСО и НИУ «Высшая школа экономики» представили совместное исследование по кадровой ситуации в туристической отрасли: согласно его данным, дополнительная кадровая потребность туристической индустрии в специалистах к 2030 году составит как минимум 437 тысяч человек.
По данным доклада ММСО и ВШЭ, в сфере туризма сейчас заняты 1,1 млн человек, 60% из них — линейные работники без специальных квалификаций (горничные, разнорабочие, грузчики, мойщики посуды и оборудования, официанты и т.п.), 25% — средний сегмент работников со средним профессиональным или высшим образованием (менеджеры, гиды, повара), 15% — высший сегмент (руководители, создатели продуктов, высококвалифицированные специалисты). Данный сегмент состоит из людей с высшим образованием, зачастую не имеющих отношения к туризму и гостиничному делу.
В туристической индустрии наблюдается острый дефицит как линейных, так и квалифицированных кадров. В количественном выражении наиболее острая нехватка ощущается в линейных сотрудниках, констатирует директор Центра развития навыков профессионального образования Высшей школы экономики Вера Мальцева. Кроме того, для развития индустрии не хватает дополнительных компетенций — не все потребности работодателей находят отражение в существующих программах профессионального образования. В первую очередь не хватает людей с комплексным пониманием индустрии, готовых к созданию новых продуктов и повышению стандартов качества.
«Отрасль поменялась, появились новые продукты, оказалось, что нам нужны люди с новыми квалификациями: кто разбирается в привлечении инвестиций, понимает в GR или может создать IT-систему в области туризма», — заметила Вера Мальцева.
При текущей структуре система среднего и высшего образования может покрыть ее потребности только на 50%, указывает представитель ВШЭ. По оценкам экспертов каждый привлеченный в отечественный туризм рубль приносит 7 рублей в смежные отрасли: начиная от общепита и сферы услуг и заканчивая транспортом и логистикой. Все это вызывает рост занятости.
«Если просчитать вместе с гостеприимством и смежными блоками, то дефицит кадров к 30 году может превысить 2 миллиона человек. При этом нельзя сказать, что недостаточно количество мест для обучения. По факту мы видим, количество выпускников, которые идут в отрасль – в среднем 50%, кое-где, как в РУДН, — ближе к 70%», — отметил руководитель Международного аналитического центра устойчивого развития туризма РУДН Христофор Константиниди.
В целом ситуацию в индустрии Константиниди оценил, как «взрывной рост». «По итогам 2024 года оценочно россияне совершили 91 млн поездок. За последние три года динамика роста инвестиций в основной капитал в туризме была на уровне 12-14% в год. Растет предпринимательская активность, доходы участников рынка и местного населения. И фактически туризм становится уже не просто отраслью экономики, а драйвером социально-экономического развития территории, мультипликатором инвестиций. Отмечается от 20 до 50 отраслей, на которые воздействует туризм. Это один из серьезных мультипликаторов наравне со строительным комплексом», — сказал эксперт.
Эксперты ММСО и ВШЭ также выделили следующие тренды в кадровой ситуации в туризме:
· Ежегодно порядка 100 000 выпускников школ поступают в колледжи и вузы на программы направления «Сервис и туризм». При этом опорной в подготовке кадров для туризма остается лишь система среднего профессионального образования — 87% всех обучающихся на профильных направлениях учатся на программах СПО, в то время как объемы подготовки в вузах сократились.
· Профильное образование «Туризм и сервис» остается малопрестижным. Это видно по средним баллам поступающих и ограниченным предложениям платного обучение. Семьи абитуриентов редко готовы в него инвестировать. Исправить ситуацию, по мнению экспертов, поможет систематическая просветительская работа и карьерная навигация.
· Готовность работодателей нанимать выпускников-гуманитариев без профильного образования в сфере туризма. «Сейчас работодатели больше хотят нанимать по смежной специальности. Если гиды – то историки, географы, краеведы. Гиперфиксация только на профильных направлениях здесь неразумна», — пояснила автор исследования Вера Мальцева.
· Авторы доклада предлагают базовые решения кадрового дефицита для каждого сегмента. Для инфраструктурного блока линейного персонала – краткосрочные образовательные программы. Для среднего блока – практико-ориентированные (дуальные) модели образования по профильным направлениям. Со стороны индустрии уже есть запрос на внедрение в образовательные программы вузов и колледжей до 70% практики. Для верхнего блока – смежные с туризмом специализации: история, география, краеведение, культура, организация мероприятий и тд.
· В индустрии ожидается появление большого числа новых профессий: архитекторы территорий, маркетологи пространств, режиссеры индивидуальных туров, консьержи робототехники и тд.
Related Images:
Главный редактор “Россия-онлайн”