Вместо конкурсов крупные месторождения нефти будут выставляться на аукционах
Владимир Путин предложил покончить с практикой распределения крупных нефтяных месторождений с помощью конкурсов. По его мнению, их необходимо разыгрывать на аукционах, которые для государства являются более прозрачным и прибыльным механизмом.
«Участки федерального значения, богатые углеводородами (более семидесяти миллионов тонн нефти и пятьдесят миллиардов кубометров газа), должны распределяться посредством аукционов, без проведения конкурсов», — отметил он во время первого заседания комиссии по ТЭК.
По его словам, конкурсы уже продемонстрировали свою непрозрачность и крайне низкую эффективность, при этом с помощью аукционов государство может получить намного больше прибыли. Разница между конкурсом и аукционом состоит в том, что победителем аукциона становится заявка, в которой предложена наибольшая цена, в конкурсе побеждает тот участник, чьи условия соответствуют в наибольшей степени заявленным. И в том, и в другом случае оценка готовности победителя к реализации проекта является в значительной степени субъективной.
Список участков недр федерального значения подготовило Федеральное агентство РФ по недропользованию летом 2008 года. Он состоит из 986 сухопутных участков, в числе которых — 163 углеводородных. В этом список представлены также участки территориальных морей, внутренних морских вод и континентального шельфа России и участки, которые относятся к землям безопасности и обороны.
На данный момент в России имеется три крупных месторождения, которые вызывают самый большой интерес среди всех основных нефтяных компаний. Это месторождение Шпильмана и Имилорское на территории Западной Сибири и Лодочное в Восточной Сибири.
При этом самым существенным моментом является не форма допуска компаний, а условия. Если они будут существенно изменены, это снизит уровень коррупции в отрасли, считает Дарья Козлова, аналитик компании Rye, Man&Gor securities. Текущий дисконт отечественных нефтегазовых компаний к их зарубежным аналогам является отражением непрозрачности отрасли.
Козлова считает, что предстоящее изменение, которое коснется политики распределения лицензий, окажется выгодным, прежде всего, ЛУКОЙЛу. «Сейчас эта нефтяная компания вынуждена уходить в более рискованные или менее рентабельные проекты из-за ограничения доступа к крупным месторождениям. За счет относительно высокой доли модернизированной переработки компания может генерировать существенно более крупные свободные денежные потоки, что позволит ЛУКОЙЛу чувствовать себя на аукционах очень уверенно»,— считает она.
Мнения большинства участников рынка нефтедобычи оцениваются как «сдержанный оптимизм». Например, в ТНК-ВР встретили решение президента с нескрываемым оптимизмом. «ТНК-ВР и раньше считала аукционы самым эффективным и прозрачным инструментом распределения участков федерального значения», — прокомментировали в компании.
Реакция представителей «Башнефти» была более сдержанной: «Для нас не столь важна форма продажи конкретного месторождения, поскольку компания, в первую очередь, будет ориентироваться на оценку эффективности участка с учетом всех сопутствующих факторов».
В ЛУКОЙЛе от любых комментариев по этому поводу отказались.
Related Images:
Главный редактор “Россия-онлайн”