Таджикистан требует увеличения платы за российскую военную базу
Вслед за Киргизией власти Таджикистана потребовал от России увеличения арендной платы за использование военных баз на своей территории. За военную базу №201 Таджикистан хочет получать не менее 250 миллионов долларов в год.
Скандал по этому вопросу разразился на прошлой неделе. Россия обвинила Таджикистан в выдвижении завышенных и неприемлемых условий аренды военный базы и вообще приостановила ее финансирование. Минобороны Таджикистана тут же окрестило позицию РФ «политически некорректной».
Источник в российском Минобороны сообщил, что Таджикистан выдвинул свыше двадцати «неясных и неприемлемых требований» относительно аренды военной базы. Они касаются сроков размещения, безвозмездного получения Таджикистаном сухопутной военной техники и боеприпасов. Возникли проблемы с размещением 303-й отдельной вертолетной эскадрильи и 670-й авиационной группы на аэродроме Айни.
Между тем в Центральном аппарате Минобороны России официально названную цифру в 250 миллионов долларов пока не могут ни подтвердить, ни опровергнуть. Во время переговоров российская сторона высказала свое возмущение «явно завышенными требованиями» со стороны Душанбе. «Мы имеем в виду не только интересы РФ, речь идет об общей безопасности стран, входящих в ОДКБ. А ведь присутствие российских войск в странах Центральной Азии служит именно этим интересам. Завышенные цифры, взятые с потолка, вызывают удивление и не могут быть взяты в качестве основы для дальнейших конструктивных переговоров», — заявил представитель российской стороны.
Несколько ранее схожие запросы предъявила и Киргизия. Власти этого государства собираются увеличить с 2014 года плату за аренду трех военных объектов России: в Караколе — базы подводных испытаний оружия, в Кара-Балте — центра военной связи, в Майлуу-Суу — радиосейсмической лаборатории. Как раз в 2014 году заканчивается срок аренды этих объектов.
Генерал-майор Талайбек Омуралиев, министр обороны Киргизии, заявил, что стоимость аренды всех российских военных объектов, кроме авиабазы в Канте, будет увеличена с учетом уровня инфляции. А поскольку назначение авиабазы — выполнение задач ОДКБ, Бишкек за нее не требует оплаты. При этом за предоставление коммунальных услуг авиабазы Киргизия сама платит 300 миллионов сомов (230 миллионов рублей) в год.
В Минобороны Киргизии утверждают, что за три вышеназванных военных объекта Россия платит 4.5 миллионов долларов в год. В зачет платежа входит подготовка киргизских военнослужащих в вузах России. Омуралиев заявил, что, повышая арендные ставки, Киргизия не преследует при этом коммерческих интересов. Но эксперты уверены, что для всех среднеазиатских стран денежный фактор определенно играет важную роль.
«Многих в Москве многих удивляет синхронность возникновения проблем в области военного сотрудничества РФ и ее партнеров: начиная со споров относительно аренды Габалинской радиолокационной станции в Азербайджане до повышения арендных ставок Киргизией и Таджикистаном. Некоторые специалисты и сами военные видят в этом влияние внешних игроков», — отмечает Александр Караваев замгендиректора Центра МГУ по изучению постсоветского пространства.
«Но поскольку у России очень мало проектов, которые были бы привлекательны для государств Центральной Азии, Москва будет вынуждена платить больше. Она не имеет в запасе других механизмов, компенсирующих уход из этого стратегически важного региона», — считает он.
Related Images:
Главный редактор “Россия-онлайн”