Загадки Костаки
Начало февраля ознаменуется закрытием выставки в Третьяковской галереи, посвященной собранию русского авангарда. В 1974 году уезжая из страны коллекционер, Георгий Костаки, подарил значительную часть Третьяковкой галереи. Какие тайны носит в себе коллекция и вообще жизнь Костаки, поговорим сегодня.
Жизнь – авангард
Годы жизни Костаки (1913 – 1990) припадают на прорыв русского авангарда. Его коллекция содержала известнейших авангардистов того времени, но которых не признавала власть. Именно с его помощью многие талантливые художники известны и по сей день, например, Малевич, Шагал, Матюшкин и многие другие.
Именно те произведения в 1997 году и выставляла Третьяковка с названием «Русский авангард из коллекции Костаки». Хотя даже и на этой выставке были показаны далеко не все работы подаренные галереи. Из подаренных 692 листов графики и 142 картин живописи, показаны были только 200. И вот спустя 17 лет, новая выставка на том же месте не дает полную картину коллекции Костаки.
Можно было бы предположить, что нет места для полномасштабной выставки коллекции. Но и это не так, несколько стен занимают увеличенные фотографии Костаки, которые и так известны. А одну стену отдали полностью для логотипа выставки. Как варианты, уже известные работы можно было выставить в привычных рамках, а на освободившуюся площадь достать пылящиеся подлинники.
Что изменилось спустя 17 лет?
Основное различие между выставкой 1997 года и теперешней в том, что в ней больше раскрыто разных сторон жизни Костаки. Представлены иконы, детали народных игрушек из глины и дерева, даже картинки самого Костаки. Не факт, что это пошло на пользу. Коллекционер был средним художником, и его картины, скорее всего не имеют музейного значения, тем более выставленные с шедеврами. Относительно икон, то в 2007 году в Центральном музее имени Андрея Рублева состоялась отдельная выставка, на которой были выставлены и подарены все 52 иконы.
Собрание было изучено специалистами. Столь ценная для Костаки икона «Покров Богоматери» XІV века, оказалась после проверки примером ростовского письма XVІ столетия. В альбоме к выставке было представлено 15 икон, хотя зачем не ясно. Для этой тематики есть отдельный каталог, в котором представлено в три раза больше икон, которые Костаки подарил государству. А вот для пришедших на выставку авангарда такое количество икон сильный недостаток. Народные игрушки из глины и дерева, смотрелись просто глупо.
Попытка засчитана
Желание показать Костаки, не только как коллекционера, но и как личность можно считать оправданным. Это было достаточно сложно сделать, как минимум по таким причинам:
Во-первых, в 1977 году при эмиграции, отдавая большую часть своего собрания, для Костаки был один из этапов его жизни. Если мы отмечаем, что коллекционер собирал глиняные и деревянные игрушки, стоит помнить, что еще два десятка он собирал антиквариат, средневековые гобелены и голландскую живопись XVІІ столетия. Воспоминания Костаки:
«Все больше увлечение коврами захватывало меня. Я начал разбираться в сюжетах, технике ткачества и мануфактуре. Найти старинный ковер, было намного труднее, чем картину, но коллекция росла. Хотя и с ней появились сложности. Из-за своих размеров гобелены было сложно показывать, и они начали простаивать скрученными, подле стены. Постаравшись, я их рассовал по музеям, не выручив и десятой их стоимости».
Разыскать где сохранились, эти древние гобелены не удалось. Но и в огромном каталоге не говорилось и не упоминалось, что он «изучал все западные мануфактуры».
Во-вторых, даже, несмотря на старания, опять не было работ из вывезенной части на Запад. Понятное дело, что собрать воедино все, что было вывезено и продано частным образом четверть века назад, практически не реально. Но необходим полный каталог для собрания воедино русского искусства ХХ века.
Невероятные факты
В-третьих, эта выставка никак не раскрывает такую загадочную личность, как Георгий Костаки. Он был москвичом в третьем поколении, прожил в России более шестидесяти лет, и не был гражданином своей страны. С учетом того, что у четверых детей и жены, оно имелось. Особо никогда нигде не учился и не имел высшего образования, при этом работал администратором канадского посольства.
Он родился в тяжелое время, но его не призвали на войну. В рассекреченных данных 1941 года вот что нашли «греческий посол сказал сотруднику Костаки, что..». Может ли это значить, что приобретение нескольких квартир и дач, что он был осведомителем, через которого передавалась информация? Много вопросов оставил после себя Георгий Костаки, на которые вряд ли можно найти однозначный ответ.
Длинная жизнь Костаки, наполненная искусством, сохранением имен и судеб хранит в себе много секретов и вопросов. Но то, что он сохранил и передал таланты десятков художников невозможно оспорить, а только лишь изучать в максимальной широте. Третьяковская галерея сделала еще один важный шаг для открытия знаменитой и важной личности.
Related Images:
Главный редактор “Россия-онлайн”