O, sole mio! Как создавался легендарный шлягер
17 марта 1898 года мир покорила, пожалуй, самая известная итальянская песня O sole mio. С тех пор ее исполняли такие знаменитые певцы как Лучано Паваротти (за свое шикарное исполнение он в 1980 году даже стал обладателем Grammy), Энрико Карузо, Пласидо Доминго и многие другие. В целом стоит признать, что каждый уважающий себя исполнитель, которому хватало вокальных данных, в обязательном порядке хоть раз в жизни пел эту песню.
Старая легенда
Поскольку песня появилась на свет достаточно давно, ее происхождение уже успело обрасти огромным количеством интересных подробностей, подлинность которых, скажем прямо, вызывает некоторые сомнения.
Так, есть версия, согласно которой Эдуардо ди Капуа вдохновение посетило прямо на берегу Черного моря в Одессе, и он, глядя на волны, начал напевать мотив будущего хита. Правда ли это? Вполне может быть. Впрочем, с тем же успехом Одесса может никакого отношения к O sole mio не иметь.
Сторонники другой легенды утверждают, что ди Капуа написал песню по личной просьбе русского графа Поленова (кто он такой и существовал ли на самом деле, неизвестно), а первыми O sole mio услышали жители Петербурга.
На фоне этих историй куда более правдоподобно выглядит рассказ о том, как во время Летней Олимпиады, проходящей в Антверпене (Бельгия) в 1920 году песня O sole mio буквально спасла оркестр, который не смог сыграть гимн Италии. Причина тому была вполне банальна – дирижер потерял ноты. Но, не желая становиться виновником международного скандала, находчивый дирижер предложил оркестрантам сыграть O sole mio, что они и сделали, сорвав овации стадиона.
Авторами знаменитой песни стали два неаполитанца: изначально Джованни Капурро написал роскошный текст, а уже потом подключился Эдуардо ди Капуа, создавший потрясающую музыку.
Как ни печально, но эта история началась с большой несправедливости – авторы хита не получили ни денег, ни особой известности. Одно из итальянских издательств приобрело права на O sole mio за каких-то 25 лир, а Капурро и ди Капуа остались ни с чем. Они оба умерли практически в нищете, хотя все же успели увидеть, что их детище медленно но верно становится популярным.
Долгожданная слава
Гром грянул в середине минувшего века, когда юный Робертино Лоретти впервые вышел на сцену с песней Osolemio. Простая мелодия быстро запомнилась слушателям со всего мира и вскоре песня наконец-то обрела заслуженную славу. А вместе с ней известность получил и Лоретти.
Эстафету O sole mio первыми подхватили итальянские оперные певцы, но и представители других стран тоже старались от них не отставать. Например, широкую известность получила версия хита в исполнении Муслима Магомаева. Но наиболее знаменитой стала интерпретация Элвиса Пресли под названием It’s now or never. Хотя текст короля рок-н-ролла весьма далек от оригинала. С другой стороны, разве так уж интересны дословные переводы?
Osolemioдавно должна была бы стать общественным достоянием, если бы в 1972 году неожиданно не объявился еще один автор песни, Эмануэле Альфредо Маццаруки, человек, помогавший ди Капуа писать музыку. Если быть точнее, то он работал у ди Капуа простым переносчиком нот, однако, как оказалось, этого вполне достаточно для того, чтобы считаться автором.
Маццаруки умер в том же 1972 году, но его наследники подали в суд, желая получить авторские права. Суды длились много лет и завершились только в 2002 году победой наследников Маццаруки – они смогут распоряжаться авторскими правами на композицию вплоть до 2042 года, а затем, согласно итальянскому законодательству, срок действия авторских прав прервется.
Но нам, слушателям, на самом деле не так уж важно, кому идут деньги за каждое исполнение O sole mio, куда важнее то, что эта прекрасная песня однажды появилась в мире и уже много лет дарит людям счастье.
Related Images:
Главный редактор “Россия-онлайн”