Как ведут себя люди, которых лишили свободы
Социологический опрос, проведенный недавно в 43 регионах России, показал, что более восьмидесяти процентов жителей РФ уверены в том, что власти должны взять под контроль содержание произведений различных видов искусства. Работа цензуры, по их мнению, должна стать более эффективной, выявлять и устранять в произведениях искусства безнравственность, сцены насилия и разврата.
Ведущий эксперт Центра политических технологий Алексей Рощин утверждает, что социологические опросы не могут в полной мере демонстрировать настроения общественности. Однако если данные подтвердятся, то они будут явным показателем тяжелой невротизации жителей РФ, которые родились и взрослели в эпоху Советского Союза.
Нечего терять
Специалист уверен, что, несмотря на стабильность, которую мы могли наблюдать в течение последних 15- ти лет, когда некоторые граждане стали жить лучше, позволять себе приобретать предметы роскоши и осуществлять заграничные путешествия, основная масса все еще чувствует полную беззащитность перед властью, на решения которой никак не может повлиять. Так, люди все еще боятся судов, которые часто принимают положительное решение в пользу чиновников, а не простого человека. Теперь человеку есть что терять, – но чувствовать себя более защищенным перед несправедливостью он не стал. Отсюда появляется растущая нервозность и стремление к «избыточной защите» — то есть попытка не просто бояться или уважать власть, а поклоняться ей как единственному источнику порядка и справедливости.
Мнение специалиста:
«То есть государство должно быть настолько сильным, чтобы могло всех прочих сильных раздавить. Тогда я, слабый, почувствую себя в большей безопасности. Я не слабее других, я — такой же слабый как все».
Я – свободен?
По мнению эксперта Рощина, если другой человек чувствует себя более раскованно и свободно, то он представляет угрозу для общества – под эту категорию легко попадают культурные деятели, необычные творческие личности и люди искусства.
Мнение эксперта:
«Свобода — это признак силы. А поскольку люди в большинстве считают себя слабыми и беззащитными, то любые сильные для них угроза».
Далее Алексей Рощин говорит о том, что одним из самых популярных сюжетов российского кинематографа является тот, в котором демонстрируется готовность сильного государства помочь слабому человеку, у которого более сильный и богатый конкурент стремится отнять все, что дорого первому.
Выбирая ужесточение цензуры, общественность стремится к тому, чтобы члены общества были равны в общей несвободе.
Рожденный в СССР
Существует риск, что подобный контроль может стать неуправляемым – невротическое сознание, прогрессируя в своей болезненности, стремится к более агрессивному воздействию. Согласно учению Фрейда, все проблемы родом из детства и причины такого поведения стоит искать именно там. Иными словами, если человек, прошедший этап становления личности при СССР, привык к тому, что цензура запрещала каким-либо образом выражать свое личное мнение, если оно было «пошлым и неправильным», то он будет склонен к выбору подобного поведения власти и в современном мире.
В детстве человек находился под защитой и опекой родителей – значит все, что тогда происходило, было надежным и правильным.
Эксперт подчеркивает, что в сфере образования и медицины все давно регламентировано и расставлено по местам – больше внимания уделяется работе с документами, а не с самим человеком. Настоящая свобода до недавнего времени еще оставалась в сфере творчества и искусства.
Так, наибольшее количество нареканий со стороны общественности вызывает демонстрация сексуальности и всего, что связано с ней.
Эксперт считает, что секс – это признак свободы общества, и все нарекания, которые вызывает секс в любой своей форме, является показателем того, что люди боятся свободы:
«Поэтому свободное проявление чужой сексуальности он воспринимает как попытку сексуального доминирования. Когда такой человек сталкивается с сексуальным в искусстве, тут и начинаются все эти запреты. Сперва борьба с порнографией и гомосексуализмом, а потом и детям это знать ни к чему, да и взрослым смотреть необязательно».
Алексей Рощин подчеркивает, что религиозная сфера выходит на первый план тогда, когда необходимо найти удобный способ контроля общества. Потребность в религии – потребность в защите и необходимости кому-то подчиняться. Но если государство действительно начнет более жестко контролировать все сферы жизни общества, запустится механизм неприятия такой власти и недоверия к ней – человеку не будет предоставлена ни свобода выбора, ни желаемая степень защиты.
Мнение эксперта:
«Не получится, как в начале 1990-х, когда люди чувствовали себя свободно и уверенно. Все упадет на общество, которое не свободно, которое потеряло самоуважение. Начнется атомизация общества. Потом обвалятся верхние скрепы и получится, что все против всех», — Алексей Рощин.
Related Images:
Главный редактор “Россия-онлайн”