Азербайджанское кино находит путь к сердцу российских зрителей
Фильмы азербайджанских режиссеров пользуются любовью зрителей в России, от Москвы до Барнаула, от Казани до Тулы.
15 мая, Москва, Белый зал Центрального Дома кинематографистов полон, на сцене – российская актриса Ирина Шевчук, которую весь бывший Советский Союз помнит, как Риту Осянину из фильма «А зори здесь тихие». «Кино, которое мы будем смотреть – о прощении, о том, как человек не предает в себе человеческое, – говорит она. – Его режиссер Октай Мир-Касым сам относится к числу тех людей, которые ни при каких условиях не предадут ни любовь, ни дружбу, ни свою жизненную позицию». Свет гаснет – и по экрану идут первые титры «Умереть отмщенным. Письма из прошлого» – истории молодого парня, который по требованию умирающего деда едет искать человека, который много лет назад помогал изгнанию сотен людей с немецкими корнями из Азербайджана.
Когда свет зажигается вновь, тишина взрывается аплодисментами. Точно так же российские зрители принимали фильм азербайджанского режиссера на международном фестивале военно-патриотических фильмов «Волоколамский рубеж», где «Умереть отмщенным» получил приз зрительских симпатий. Такой же шквал аплодисментов звучал на Казанском международном фестивале мусульманского кино, где Октай Мир-Касым был признан лучшим – из 500 режиссеров 56 стран мира. Без всякого дубляжа фильм, в котором звучит азербайджанская, русская, немецкая и грузинская речь, находит путь к разуму и сердцу зрителя. Ведь это кино – об истинных ценностях, живущих в каждом, вне зависимости от национальности и границ.
Как замечает руководитель межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан Дмитрий Савельев, азербайджанские режиссеры – частые и желанные гости на российских кинофестивалях. Особенно это касается молодых, которые работают в жанре короткого метра – наиболее активно и успешно развивающегося сейчас в Азербайджане. Для того, чтобы снять короткометражку, не нужно много денег, не нужна огромная студия – нужен лишь талант и желание высказаться. И тогда тебя поймет зритель хоть в Баку, хоть в Новосибирске, хоть в Париже.
«Мы снимаем фильмы, в которых содержится некое послание обществу, – говорит один из начинающих (и многообещающих) режиссеров Азербайджана Эмиль Гулиев. – В основном мы затрагиваем темы, касающиеся актуальных социальных проблем». У Эмиля Гулиева нет специального образования. Он капитан полиции, и основную задачу своих фильмов формулирует так: «Мы снимаем кино, которое заставляет зрителя сопереживать и размышлять. Детективы, на мой взгляд, вообще опасны – а вдруг кто-то захочет повторить преступление. Кино надо снимать доброе и поучительное, чтобы его могли смотреть даже дети». И у него получается именно такое кино – доброе, грустное и человечное, понятное всем. Его «Надежда», рассказывающая о судьбе беженцев, получила гран-при фестиваля в Туле, на который были присланы более 300 работ. Неудивительно, что на днях «Надежда» вошла в перечень претендентов на приз зрительских симпатий на фестивале авторского кино в Барнауле. Сейчас в планах Эмиля Гулиева – полнометражный фильм, который, будем надеяться, смогут увидеть зрители не только азербайджанских, но и российских городов.
Related Images:
Главный редактор “Россия-онлайн”