Преемственность поколений
Огромный город, в котором очень много приезжих, и где очень сложно найти человека, который прожил бы хотя бы 20 лет на одном месте, все-таки остались так называемые «родовые гнезда». Это усадьбы, которыми владеют поколения одной семьи, чаще всего очень знаменитой.
Понятие «родовое гнездо» и «фамильное поместье» уже ушло из активной лексики москвичей и превратилось в своего рода архаизм. Вспоминаются документы эпохи правления Елизаветы, когда роскошные дома дарили за особые заслуги перед императрицей и Отечеством.
Хотя, как известно, предками современных владельцев имений не были зажиточные купцы или дворяне.
Так, на территории Мансуровского переулка был возведен в свое время архитектором Александром Кузнецовым фамильный особняк. Сказочный дом, где каждая дверь вела в свою историю. Ворота – «для Алисы», во дворе – крыльцо с гномами.
Во время революции часть жилища разграбили и уничтожили. Кузнецов также спроектировал фабрику, за что и был посажен под арест: на плоскую крышу здания мог приземлиться самолет врага. В местах лишения свободы художник создал проект Дворца Советов. Теперь в роскошном доме живут его преемники и продавать сказочное поместье или отдавать его на государственный баланс в качестве музея отказываются категорически. Скоро дому исполнится ровно столетие – он был возведен в эпоху Серебряного века. В ту пору частыми гостями особняка были Шехтель и Мельников, двор был белым от свежевыстиранных простыней, а по весне кольщики привозили студеный лед с открывшейся Москвы-реки.
В Пречистенском переулке соседствует с современными бизнес-центрами здание, напоминающее оранжерею, со стеклянной крышей. Здесь проживала и работала знаменитый скульптор Вера Мухина. Свое призвание талантливая женщина получила еще при жизни. Ее работы вроде «Мы требуем мира» известны практически каждому.
Сейчас в этом необычном имении, по стенам которого вьется свободный плющ, а рядом плодоносит яблоня, которую посадили еще заботливые руки Веры Игнатьевны, тихо живет ее внучка с семьей. Она признается, что никогда не получала предложения переселиться и ее не беспокоят предложениями продать или отдать дом. Творчество Веры Мухиной, отмечает ее родственница, вызывает гораздо больше интереса, чем ее жилище, и потомков талантливой художницы такое положение дел вполне устраивает.
Разоренное гнездо
Родовое поместье, в котором жил и работал архитектор Мельников, было несколько десятков лет закрыто для посещения: там проживали родственники, а именно – его внучка Екатерина с семьей.
Двери поместья раскрывались не перед каждым, но редкие гости отмечали старинный забор, за которым долгое время никто не ухаживал, голый темный двор, где из-за тенистости даже не росла трава, общую запущенность усадьбы и неухоженное внутреннее убранство: богатые ковры были грязными, в комнатах валялась грязная обувь и садовый инвентарь.
Внучки великого архитектора, выставив семейные дрязги на всеобщее обозрение, поссорились сначала с родным отцом, потомком архитектора, а затем начали враждовать между собой. В итоге жилище было отдано на попечение государства.
Теперь дом-музей понемногу приходит в себя и принимает первых неуверенных посетителей. Фамильное поместье стало принадлежать государству, однако похоже, что зданию теперь не грозит запустение.
Related Images:
Главный редактор “Россия-онлайн”